Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния (в начале урока и в конце деятельности) рефлексия деятельности (при проверке домашнего задания, защите творческого проекта) рефлексия содержания учебного материала (в конце урока)
Рефлексии настроения и эмоционального состояния Приёмы: - карточки с изображением лиц -цветовое изображение настроения -разноцветные смайлики - эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
Задачи рефлексии настроения и эмоционального состояния В начале урока установить эмоциональный контакта с группой В конце деятельности выявить эмоциональное состояние, степени удовлетворенности работой группы
Рефлексия деятельности (самооценка активности на каждом этапе урока) Приёмы: «лестницы успеха» «рыбья кость»
Приём «фишбоун» (рыбья кость)
Задачи рефлексии деятельности На этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных В конце урока оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
Лестница успеха Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Рефлексия содержания учебного материала Приёмы: незаконченного предложения тезиса подбора афоризма рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей» оценки «приращения» знаний и достижения целей приём синквейна упражнением «Плюс-минус-интересно» анкета
Задачи рефлексии содержания учебного материала Этап изучения учебного материала выявить уровни осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Синквейн - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
Коллективная рефлексия использование опорных слов и фраз для высказываний схема Индивидуальная рефлексия тесты мини-сочинения письмо другу схема таблица беседа синквейн
Алгоритм конструирования урока рефлексии Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме. Составление списка способов действий (норм) понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм). Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов. Конструирование диалога по постановке учебной задачи. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
Алгоритм конструирования урока рефлексии Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Определение способа проведения этапа рефлексии.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.