Отыншиева Зибаш Шариповна, г.Алматы, гимназия 27
Обоснование сущности дифферен- цированного подхода и методы его применении в процессе обучения на уроках казахского языка в среднем звене
изучить и проанализировать литературу по теме исследования; провести опытно-педагогическую работу по внедрению дифференцированного подхода на уроках казахского языка; сформулировать выводы и рекомендации для кафедры казахского языка.
Как учить результативно? Чему учить? Как учить? Зачем учить? «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который можно зажечь». Древняя мудрость
в переводе с латинского означает «разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени»
- это технология индивидуального подхода к учащимся с целью определения уровня их способностей и возможностей, максималь- ного развития каждой личности на всех этапах непрерывного образования.
Научные толкования понятию дифференцированный подход *Бабанский Ю.К. «Дифференцированный подход – это способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общекласных, групповых и индивидуальных форм обучения.» *Рабунский Е.С. «Дифференцированный подход – приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся.»
- дифференцированный подход немыслим без дифференцированного обучения, т.е. от организации учебно- воспитательного процесса во всех его звеньях непосредственно зависит результативность технологии индивидуального подхода к учащимся.
Научные толкования понятию дифференциация обучения *Калмыков З.И. «Дифференциация обучения – это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учет психологических особенностей школьников.» *Унт И.Э. «Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения.»
Традиционное обучениеДифференцированное обучение представляют собой прежде всего авторитарную педагогику требований и характеризуется отсутствием самостоятельности. – это личностно-ориентированное обучение и предполагает использование разноуровневых заданий, которые составляются с учетом знаний и способностей детей. В составе учебной деятельности: * самостоятельное целеполагание ученика отсутствует, цели обучения ставит учитель; * учитываются уровень сложности заданий, объём учебного материала, степень самостоятельности учащихся, характер помощи учащимся, форма учебных действий; * планирование деятельности навязывается ученику вопреки его желаний; * определяется зоны ближайшего развития и составляется программа работы с учеником, направленная на повышение его уровня;
* сообщаются готовые знания и обучаются по образцу; * определяются критерий, на основе которых выделяются группы учащихся для дифференцированной работы; проводится диагностика по выбранным критериям и ученики распределяются по группам с учетом диагностики; разработываются разноуровневые задания; * ученье весьма слабо связывается с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями; * усиливается мотивируемая сторона оценивания деятельности учащихся; * отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности; * у учащихся появляется возможность познавать себя, преодолевать трудности; * итоговый анализ и оценивание деятельности ученика производится учителем, а не самим учеником; * между учащимися создается дух соревнования ;
* оценивание деятельности учащихся при традиционной педагогики производится по 5 балльной системе; * ведется строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика по балльной системе; * количественная отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником. * применяется график непрерывного отслеживания развития учащихся.
Традиционная психологическая установка учителя: Новая психологическая установка для учащихся: «Ученик обязан выучить все, что дает ему учитель». «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
На основе изучения и анализа педагогической литературы о дифференциации обучения в образовательной системе, а также собственного опыта можно прийти к выводу о том, что дифференцированное обучение - это комплекс организационно-управленческих, социально–экономичес- ких и правовых аспектов обучения. Необходимость дифференцированного подхода к обучению диктуется временем. Современный урок – это урок на которым 75% учеников получает оценки. Такая задача практически не выполнима без дифференцированного подхода с «дифференцированным обучением», которая является актуальной на сегодняшний день.
Антипова Л.А., Дифференцированный подход в обучении, Башарова Р.К., Қазақ тілін деңгейлеп оқыту, Дядечкина Л.А., Взаимосвязи познавательных возможностей учащихся в процессе дифференцированного обучения, Иманқұлова З., Деңгейлеп оқыту технологиясы. Кобдикова Ж.У., Кунанбаева Б.У. Саралап оқыту. Коршунова О.В., Концепция и интегративно-дифференцированного подхода, Кудышева А.А., Дифференцированное обучение. Омарова Р.О., Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в школе, Оразақынова Н., Тілдік материалдарды деңгейлеп оқыту. Попова Н.В., Организация дифференцированного обучения, 2007
Спасибо за внимание!