Санкт – Петербург – многоконфессиональный город
Содержание: Православные церквиПравославные церкви Католические костелыКатолические костелы Лютеранские храмы Соборная мечеть Синагога Буддийский храм КалачакрыБуддийский храм Калачакры
Храмы Петербурга – это особая грань города, та часть его души, где воедино слиты земное и небесное, сиюминутное и вечное, причудливое и монументальное, история и современность.
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян.
988г. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и Крещение Руси.
В 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Участок земли, на котором стоит храм, был подарен Петром I своей трехлетней дочери Анне в честь получения ею титула царевны. Участок простирался вдоль Фонтанки вплоть до Невского проспекта. В гг. по приказу царя здесь была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. Со временем деревянный храм обветшал, и императрица Анна Иоанновна приказала построить новую каменную церковь в честь святого Симеона и святой Анны, ее тезоименитой покровительнцы.
Арх. М.Г.Земцов И.Г. Бланк
Храм выстроен в стиле барокко с характерными для петровского Петербурга начала XVIII века шпилем и элементами ордерной архитектуры, однако в нем также нашли свое место традиционные композиционные приемы древнерусского зодчества. К двусветному центральному объему, увенчанному восьмериком деревянного барабана, примыкают одноэтажная трапезная и многоярусная колокольня. Ее фасады по новой стилевой моде были украшены многочисленными резными деревянными статуями, о чем свидетельствует чертеж, зафиксировавший первоначальный облик церкви.
Большой интерес представляет архитектурная обработка центрального двухъярусного помещения церкви, где стены расчленены пилястрами композитного ордера. Капители пилястр первого яруса лепные, а второго яруса живописные, написанные золотом по пурпурному фону. Грани венчающего барабана декорированы восемью пилястрами на больших кронштейнах.
В годах к храму были пристроены ризница и часовня по проекту архитектора М. П. Выборова. Наиболее значительная перестройка здания была осуществлена архитектором Г. И. Винтергальтером в годах, однако, несмотря на все это, церковь святых Симеона и Анны следует отнести к числу немногих хорошо сохранившихся памятников зодчества первых десятилетий строительства Петербурга. До 1802 года церковь была придворной. С 1868 по 1918 год при ней действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.
В 1938 году церковь закрыли и все духовенство репрессировали. Возвращение православными своего достояния шло со скорбями. В декабре 1990 года был назначен настоятель церкви, но еще два года община добивалась возможности молиться в стенах храма. Располагавшийся в нем Музей метеорологии МГП "МЕТЭК" (Геофизической обсерватории им. Воейкова) обратил храм в "доходный дом", где арендовали помещения и баптисты- "инициативники", и коммерческие организации.
Доведенные ложью и непрекращающимся поруганием храма, миряне 16 февраля 1992 года, в престольный праздник, заняли его и вынудили дирекцию музея подписать договор о совместном использовании здания. 15 марта 1992 года отслужена первая Литургия. И еще целых два года длилась борьба за его полное освобождение. Противодействия были многообразны: отключали свет и отопление, во время Литургии в комнате, смежной с алтарем, курили и пьянствовали... Окончательно храм был передан верующим только в мае 1994 года. Тогда же приступили к ремонтным работам. 27 ноября 1994 года над ним водворен крест, а 1 января 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн совершил чин полного освящения.
Петр I, основывая Санкт- Петербург, мыслил видеть в нем новую столицу державы, наследующей права и прерогативы захваченной и разрушенной в 1453 г. турками Восточной Римской империи. Петербург по замыслу Петра должен был стать Четвертым Римом. Уже во времена Великого посольства и путешествия Петра по Европе в гг. началось сближение России с католическим миром, от которого Россия была отделена в религиозном отношении со времени окончательного разделения католической и православной церквей в 1054 г, Разгром крестоносцами Константинополя
Перемена была разительной: многие русские посетили папскую столицу, с благоговением поклоняясь ее святыням; Б. П. Шереметев привез папе царскую грамоту; в Москву был направлен папский нунций. Католики получили право свободного въезда в Россию и право строить католические храмы в русских городах.
Костел Святого Станислава Уже в первые годы существования Санкт-Петербурга в городе были построены, наряду с православными, протестантские и католические храмы. Первая католическая церковь в новой столице была построена в 1710 г. в Финских шхерах так называли тогда ту часть Адмиралтейского острова на левом берегу Невы, которая прилегала с запада к Летнему саду.
Лютеранские храмы С самого основания Петербурга на Васильевском острове жило много лютеран: купцов, военных, чиновников и учащихся. Поэтому в 1728 году там образовалась община, занявшая деревянный дом на углу 1-й линии и Большого проспекта. 16 июня 1729 года в нем был освящен молитвенный зал. Позже на фундаменте этого дома возвели отдельный деревянный храм, освященный 29 июля 1744 г. во имя апостола Петра. Проект следующего, но уже каменного здания на 1100 человек составил в стиле раннего классицизма Ю.М. Фельтен, он же сделал эскизы внутреннего убранства. Заложенный 22 июня 1768 г. храм был освящен 26 января 1771 г. во имя Св. Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Сама Екатерина II пожертвовала на него 2000 руб.
Снаружи здание украшено дорическим портиком, внутри коринфские колонны делят интерьер на три нефа. Интерьер, где было много позолоты, днем освещали два ряда окон, вечером три хрустальные люстры. В алтаре висели две копии: «Тайная вечеря» Г.Л. Пфанцельта с оригинала П.П. Рубенса и «Воскресение» Г.И. Козлова с картины Ш. Ванлоо. На стенах оригиналы Э. Гриммеля «Искушение Адама» и «Распятие». Две позолоченные статуи изображали аллегории Веры и Любви. В 1903 г. в интерьере появился большой орган фирмы Валкер. Первым пастором кирхи в гг. был Трефурт, образованный и энергичный человек. В гг. служил И.X. Грот, известный проповедник и автор книги по истории протестантства в России. Последними настоятелями были Артур Рейнталь и Оскар Вирен.
В 1852 г. при ремонте в кирхе был поставлен новый орган фирмы Метцеля из Регенсбурга. В 1857 г. и 1868 г. в интерьерах произведены некоторые переделки, а в 1883 г. Поставлена мраморная статуя Спасителя работы академика А.Р. Бока. При реставрационном ремонте в гг. архитектор В.Я. Лангваген сделал внутри хоры. В гг. Л.X. Маршнер расширил здание, пристроив помещения для лестниц, отчего статуи Петра и Павла пришлось перенести из портика в новые угловые ниши.
В начале 1920-х годах храм перешел к баптистам и стал их центром. 1 августа 1935 года он был закрыт и передан под Дом детского творчества. В 1990 г. часть помещений здания, занятого студией звукозаписи, вернули лютеранской общине, и в Рождество того года богослужения возобновились, но регулярными они стали лишь с августа 1997 г., когда здание полностью отдали верующим. В начале 1999 г. в кирхе установили орган фирмы Зауэр, самый большой в городе. В начале XX века община насчитывала 8000 человек. Кирха содержала приходскую и торговую школу, два детских дома, реальную гимназию, детский сад, вдовий приют и дешевые квартиры. С 1883 г. в первый день Пасхи ее причт служил на Смоленском лютеранском кладбище вселенскую панихиду.
Собор Святого Михаила(слева) Церковь Святой Екатерины(справа)
5 ноября 1905 года был организован Комитет по постройке Соборной Мечети в Санкт-Петербурге. Он был утверждён министром внутренних дел П.Г. Столыпиным в январе 1906 года. Комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Он получил право на сбор средств в размере рублей в течении 10 лет на территории Российской Империи. Для строительства мечети Комитет приобрёл участок на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (дом 7), принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако одного этого участка оказалось недостаточно. Михраб (священная ниша перед которой стоят верующие) должна быть обращена на юг, в сторону Мекки, в данном случае прямо на фасад дома на соседнем участке. Этот дом 17 ноября 1907 года также был выкуплен. Соборная мечеть
Здесь разместили помещения для омовения, которые необходимо совершить перед входом в мечеть. Так же в здании разместили мастерские архитекторов, строительную контору, приёмную Комитета. А оставшиеся помещения сдавали в наём, прибыль с которого шла на строительства храма. Деньги ( рублей) на выкуп всей этой территории дал бухарский эмир. Под патронажем эмира был проведён архитектурный конкурс. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.
Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов, из которых первые места получили работы М.С. Лялевича, М.М. Перетятковича и Н.В. Васильева. Проект последнего был рекомендован комиссией судей для строительства. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, что и было в конечном итоге выполнено. В процессе работы архитектор привлекал своих коллег А. И. фон Гогена и С.С. Кричинского. В то время Гоген имел большой авторитет в правительственных кругах, что помогло уладить многие административные и хозяйственные проблемы. Кричинский же был членом мусульманской общины, что имело большой значение для строительного Комитета
Проект мечети и заявка на разрешение о начале работ были представлены А.И. Гогеном в городскую управу 14 декабря 1908 года. 3 апреля 1909 года Кричинскому было выдано свидетельство на проведение подготовительных работ, установку забора. Одновременно проект был отправлен на экспертизу в Академию Художеств. В целом он был одобрен, но получил возражение по поводу выбранного места для мечети. Несогласие было обосновано тем, что мусульманский храм оказывался рядом с православным Свято- Троицким собором, домиком Петра I, что нарушало историческую целостность центра Санкт-Петербурга. Однако Столыпин, в целом согласившись с доводами Академии Художеств, посчитал что разрешение на строительство обратно взять будет нецелесообразно. Первые строительные работы начались в июле-ноябре 1909 года, был выполнен нулевой цикл работ. Торжественная закладка храма произошла 10 февраля 1910 года, она была приурочена к 25-летнему юбилею правления бухарского эмира и к его визиту в Санкт-Петербург.
В августе 1911 года Н.В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение. Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года, приурочено оно было к 300-летию дома Романовых. В 1955 году здание мечети было передано религиозному Обществу мусульман. В 1968 году здание приняло статус архитектурного памятника. До настоящего времени здесь организован религиозно-образовательный центр. Кроме богослужений здесь изучают Коран, учат арабскому и татарскому языкам. С началом Первой Мировой войны в 1914 году строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 года, только с 1920-го стали проводиться постоянные богослужения.
Синагога Центр Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины - Большая Хоральная Синагога - не только место для отправления религиозных обрядов, но и дом собрания, где евреи встречаются, общаются, отмечают праздники. Большая Хоральная Синагога - величественное здание, расположенное в районе Театральной площади на Лермонтовском проспекте, дом 2, признано памятником архитектуры федерального значения.
Выдающиеся архитекторы создали шедевр, которым восхищаются жители и гости Санкт-Петербурга. Инициатором строительства была еврейская община Петербурга ( в середине XIX века она насчитывала около 10 тысяч человек). Основную часть средств на строительство пожертвовали семьи барона Гинцбурга ( первого председателя еврейской общины города) и Полякова, известного мецената. Здание Синагоги было построено в 1893 году по указу императора Александра Второго. Проект выполнен архитекторами И. Шапошниковым и Л. Бахманом при участии В. Стасова и Бенуа.
Здание Синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Недавно фасаду был возвращен первоначальный, терракотово- красный цвет. Вестибюль Синагоги знаменит своей уникальной акустикой: стоя в одном конце вестибюля лицом к стене, можно слышать слова, произнесенные шепотом, с противоположной стороны ( расстояние более 10 метров). В центре вестибюля голос многократно усиливается. Люстра в главном зале - оригинальная, отреставрированная и вновь покрытая сусальным серебром, изначально была газовой, впоследствии переоборудована в электрическую.
Буддийский храм Калачакры Буддизм – одна из величайших религий, получившей свое распространение во многих странах мира среди народов говорящих на различных языках. Миллионы людей падают ниц перед изваяниями Будды, веря в то, что только указанный им путь ведет к спасению. Буддизм имеет сою большую историю. По оценкам специалистов буддизм возник на 500 лет раньше христианства и почти на целое тысячелетие раньше ислама.
В Санкт-Петербурге, в Старой Деревне (Приморский пр., 91), стоит высокое здание, которое немедленно привлекает внимание своими пропорциями и символикой. Все в нем поражает воображение своей необычностью: сама форма здания с мощными, несколько наклоненными внутрь стенами, напоминающими неприступную крепость; загадочные восточные символы на фасаде; яркое, цветистое убранство интерьеров. Строгий монолит его северной стены вознесся над трехэтажным прямоугольным зданием, южный фасад которого украшен великолепным портиком с четырьмя гранитными колоннами. Гранитная облицовка, глазурованный кирпич и золоченые детали декора придают зданию своеобразный облик, в котором соединились суровая красота тибетской архитектуры, и элегантность европейского стиля модерн начала XX века. В конце апреля 1909 года началось строительство храма. Строительными работами руководил архитектор Г.В. Барановский;