формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие умения высказывать свою точку зрения;
воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями.
воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань.
Тип урока:интерактивный диалог- обсуждение.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
презентация;
фотовыставка «Мы ждем тебя, Олимпиада».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1.
Слайд 2.
Олимпиада - одно из крупнейших событий в мире, мы понимаем
значение этого события в жизни каждого жителя Кубани, испытываем
чувство гордости за свой родной край и желание достичь высоких
результатов.
Предстоящие Зимние Игры в Сочи войдут в историю как самые
инновационные. При их подготовке многое делается впервые и впоследствии
станет частью колоссального наследия Игр. В списке инноваций - уникальная
спортивная инфраструктура, технологии защиты окружающей среды, новые
возможности для коммуникаций, обеспечивающие простоту и скорость
обмена информацией, создании безбарьерной среды.
Однако, главная уникальность для нас, школьников, в том, что мы
становимся свидетелями и соучастниками уникального мирового события.
Слайд 3.
Официальное название игр:
XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи 2014, 7-23 февраля 2014
Игры будут проходить на двух площадках:
Прибрежный кластер, или Олимпийский парк
Горный кластер, или Красная Поляна (примет спортивные состязания под открытым небом).
Слайд 4.
Олимпийский парк в Сочи будет включать в себя следующие объекты:
Большая ледовая арена хоккей, зрителей,
Малая ледовая арена хоккей, 7000 зрителей,
Конькобежный центр конькобежный спорт, 8000 зрителей,
Ледовый дворец спорта фигурное катание, шорт-трек, зрителей,
Арена для кёрлинга кёрлинг, 3000 зрителей,
Олимпийский стадион, зрителей,
Главная олимпийская деревня.
Слайд 6.
Мы должны рассказать о себе гостям Олимпиады.
Работа по группам: (в это время звучит песня «Олимпиада 2014», ансамбль Семицветик)
«кубанское - значит отличное» - раскрытие достоинств края, его особенностей;
«на память об олимпийской Кубани» - творческие предложения сохранения воспоминаний о посещении Игр в Сочи.
Слайд 7.
24 сентября 2012 года, ровно за 500 дней до старта зимних Олимпийских игр, Дмитрий Чернышенко (президент Оргкомитета «Сочи 2014») назвал слоган предстоящих соревнований: «Жаркие. Зимние. Твои». По словам Чернышенко, эта фраза «в трёх словах позволяет показать всё многообразие и характер России». Слово «жаркие» одновременно отсылает и к месту проведения игр Сочи и к «накалу спортивных страстей». Слово «зимние» означает время года, в которое проводятся игры, а также образ, возникающий в голове у иностранцев при упоминании России. «Твои» символизирует, что предстоящие Игры будут «Олимпиадой каждого»
Мотивация школьников к освоению новой информации
Учитель:
– Какими видами спорта вы увлекаетесь? В нашем классе есть те, кто уже профессионально занимается спортом. Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
Все эти качества объединяются в некоторые жизненные принципы, следуя которым можно добиться успеха и в спорте, и в жизни. Это ценности Олимпийского и Паралимпийского движения.
3. Проведение диалога- обсуждения
a. Ценности олимпийского движения
Учитель:
– Если проанализировать достижения участников Олимпийских игр, то обнаруживается положительная динамика в их показателях. Например,посмотрите данные в таблице рекордов по бегу на 100 метров. Каждый результат, кажется, достигнут на пределе человеческих возможностей, в стремлении достичь совершенства в выбранной деятельности. Но со временем он превосходится атлетами нового поколения. Как вы думаете, почему человечество бежит быстрее?
Слайд 8.
Учитель:
–Можно ли достичь в чем-либо совершенства? Как вы понимаете ценность «Совершенство»?
Международным олимпийским комитетом она трактуется так: «Полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Речь идет не столько о победе, сколько о борьбе за достижение поставленных целей, преодолении себя».
Учитель:
– Современный мир отличается нестабильностью: политические амбиции,экономический кризис – все это обуславливает зачастую непредсказуемые последствия. Олимпийские игры изначально были проектом мира и устойчивого развития. Вам, конечно, известно, что в Древней Греции в период проведения Олимпийских игр прекращались войны.Политика сотрудничества, внимания стран друг к другу и сегодня является приоритетом для олимпийской семьи.
Знаете ли вы, что в мире развивается инициатива Международного олимпийского комитета ОЛИМПИЙСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ? Какова ее миссия,цели? (Ответы учащихся)
Цель Олимпийской солидарности состоит в оказании помощи всем Национальным олимпийским комитетам (НОК ), прежде всего в развивающихся странах, с тем, чтобы они могли совершенствовать собственные структуры во имя развития спорта в своих странах.
– Подумайте, какие проекты может реализовывать Олимпийская солидарность, какие меры предпринимать, чтобы спорт развивался во всех странах. Как им помочь?
(Ответы учащихся.)
Учитель:
– Все ваши предложения в различной степени реализуемы при одном условии: если они будут осуществляться совместно, с опорой на такую ценность Олимпийского движения, как ДРУЖБА. Слайд 9.
В спорте есть такой термин как Фэйр Плей (Fair Play). Кто знает, как это переводится? Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без допинга (запрещенных лекарств).
– Как вы относитесь к этой проблеме?
– Олимпизм предполагает соблюдение признанных правил, правил честной игры. Как вы сформулируете эту ценность?
(Ответы школьников.)
Слайд 10. Уважение.
Слайд 11.
Учитель:
– Итак, мы с Вами вспомнили три ценности олимпийского движения.
Давайте их повторим, выучим слоган «Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!»
– Вы можете привести примеры проявления этих ценностей из своей жизненной практики?
б. Ценности Паралимпийского движения.
Учитель:
– Мы уже говорили сегодня о том, что в Сочи будут проводиться и Паралимпийские игры.
– Слышали имя – Ирек Зарипов?
Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через 2 года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол «Сочи 2014».
– Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?
(Ответы учащихся.)
Слайд 12. Смелость.
Учитель:
– Раскройте это понятие. (Ответы учащихся.)
– Успех – это результат огромных усилий, и добиться его, самореализоваться всем нелегко, особенно людям с инвалидностью. В Пекине после Паралимпийских игр коренным образом изменилось отношение к таким людям, там сумели создать безбарьерную среду, стараясь обеспечить равные условия и возможности для всех. Каким вы представляете себе город, соответствующий стандартам всеобщей доступности?(Ответы учащихся.)
Слайд 13.
Учитель:
Мы сейчас обсуждали равенство возможностей в жизни. А что такое равенство в спорте? Это вторая ценность Паралимпийского движения.
(Ответы учащихся.)
Учитель:
– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.) Слайд 14.
Учитель:
– Вы знаете что-либо о Премии Паралимпийского вдохновения? Этой награды удостаиваются не только спортсмены, но и те, кто помог им добиться побед (родные, близкие, тренеры, учителя). Вот история американского горнолыжника Джо Томпкинса:
«После окончания средней школы, я, как и многие подростки, планировал свою жизнь. Все изменилось 23 января 1989 г. В ту ночь мы вместе с друзьями ехали в машине. Водитель оказался пьян, и мы попали в серьезную аварию. Один мой друг погиб, другой длительное время находится в коме.Меня парализовало ниже пояса. Моя жизненная траектория круто изменилась. Цели и мечты были разрушены в возрасте 19 лет. Я чувствовал себя лишним в этом мире. Уходил от реальности с помощью наркотиков и алкоголя. Я потерял волю к жизни. Сейчас я знаю, что если бы не любовь,забота и поддержка моей матери, я не был бы жив сегодня».
Это только одна судьба. А их тысячи…
Премия Паралимпийского вдохновения – это признание заслуг тех, кто никогда не получит свои собственные олимпийские медали, но сделал все для того, чтобы это стало возможным для других.
Слайд 15. Вдохновение – еще одна ценность Паралимпийского движения.
Слайд 16.
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган «Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!»
Слайд 17, 18.
Факел эстафет Олимпийского огня. Алюминиевое «Перо Жар- Птицы»
«Перо Жар-Птицы» это так уже окрестили факел, выполнен из алюминиевого сплава, почти вся его поверхность отливает шлифованным металлом, поверх которого нанесено специальное покрытие для защиты от жестких климатических условий ведь олимпийский огонь пронесут через всю Россию!
В огне не горит – в воде не тонет!
Используемый газ – пропан позволяет осуществить горение от минус 40 до плюс 50 град. Цельсия. Еще одна интересная особенность – факел Олимпиады-2014 не тонет в воде.
Слайд 19.
Эстафета Олимпийского огня «Сочи 2014» станет самой продолжительной и масштабной в истории зимних Олимпийских игр. Эстафета начнётся 7 октября 2013 года и завершится через четыре месяца в день открытия Олимпиады 7 февраля 2014 года
В течение 123 дней факел Игр в руках спортсменов, на автомобилях, поездах, самолё тах, а также на русской тройке и оленьих упряжках преодолеет более 65 тысяч километров на глазах 130 миллионов жителей 2900 населённых пунктов страны, побывает в столицах всех 83 субъектов РФ.
Кроме того, Олимпийский огонь побывает на Северном полюсе, на дне озера Байкал и на вершине Эльбруса. Возможно, факел даже полетит в космос.
4. Обобщение полученной информации
Учитель:
Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к профессиональным спортсменам. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, с окружающим миром и другими людьми.
Слайд 20.
Оформляем «Олимпийский старт нашего класса» в виде пожеланий, обязательств, личностных задач на предстоящий учебный год. (в это время звучит песня «Олимпиада 2014», Лиза Лукашина).