История развития биологии. Значение биологии в жизни человека и общества
БиологияБиология - Это совокупность наук о живой природе От греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука! Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных со- обществ; Их происхождение и рас- пространение; Связи друг с другом и нежи- вой природой. Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных со- обществ; Их происхождение и рас- пространение; Связи друг с другом и нежи- вой природой.
Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, Но специально пред- ложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тре- виранусом в 1802, неза- висимо друг от друга. Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк 1.Наука биология.
Го́тфрид Ре́йнхольд Тревира́нус ( гг) Немецкий ес- тествоиспытатель, профессор математики и медицины в гимназии (Gymnasium illustre) Бремена. Немецкий ес- тествоиспытатель, профессор математики и медицины в гимназии (Gymnasium illustre) Бремена. Один из основателей флористической био- географии. Один из основателей флористической био- географии.
2. Этапы развития биологии 1. Период до появления земледелия и скотоводства Накопление знаний о человеке, растениях, животных 2. Период земледелия и скотоводства Дальнейшее накопление знаний о человеке, растениях, животных
3. Появление древних государств (Греция, Рим) Систематизация знаний о человеке, растениях, животных АристотельТеофраст Гален Описал около 500 видов животных. Создал первую систему их классификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой Выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) ГАЛЕН ( гг. н.э.) Теофраст (372–287 гг. до н.э.)
4. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Например, встречаются описания различных мифических существ, например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом, сирен, русалок, спрутов и т.д.
5. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.) Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектов Роберт Гук (1635–1703) Изобретение Микроскопа, введение термина «клетка» Антони ван Левенгук (1632–1723) Наблюдал однокле- точные организмы, клетки крови Карл Линней (1707– 1778) Ввел термин «вид». Основал современную систематику, а также соз- рыл собственную классификацию растений и животных. Ввел ла- тинские научные названия видов, родов и других сис- тематических категорий, описал свыше 7500 видов растений и около 4000 видов животных
6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.) Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материи Теодор Шванн (1810– 1882) Один из авторов клеточной теории (Шлейден и Вирхов) Жан- Батист Ламарк (1744–1829) Автор первого эво- люционного учения Чарльз Дарвин (1809–1882) Автор первой эволюцион- ной теории Эрнст Геккель (1834–1919) Ввел термин «экология». Заложил основы филогении
7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости Гуго де Фриз (1848–1935) Термин «мутация» Эрих Чермак (1871–1962) Карл Корренс (1864–1933) Уильям Бетсон (1861–1926) Термин «генетика» (1908) Томас Хант Морган Хромосомная теория наследственности Уотсон и Крик Структура ДНК (1953) Грегор Мендель (1822–1884)
Развитие молекулярной биологии, генетической инженерии, биотехнологии Северо Очоа (1905–1993) и Артур Корнберг (1918–2001) - механизм биосинтеза РНК и ДНК Маршалл Ниренберг (1927–2010), Роберт Холли (1922–1993), Хара Гобинда Хорани (1922–2010) - расшифровка генетического кода и его роль в синтезе белков Х.Г. Хорана - первый синтез гена в 1969г.
Ханс Адольф Кребс (1900–1981) и Фриц Альберт Липман (1899– 1986) - открытие цикла биохимических реакций (1953) Мелвин Калвин (1911–1997) - изучение этапов фотосинтеза (1961).
3.Методы биологических исследований Описательный метод. Описательный метод. Описательный метод. Описательный метод. Эксперимент Эксперимент Эксперимент Сравнительный метод Сравнительный метод Сравнительный метод Сравнительный метод Исторический метод Исторический метод Исторический метод Исторический метод Метод моделирования Метод моделирования Метод моделирования Метод моделирования
Описательный метод. В его основе лежит наблюдение: – целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях.
Эксперимент: в искусственно созданных условиях изучается ответ определенного объекта на изменение какого-либо одного или нескольких внешних факторов. в искусственно созданных условиях изучается ответ определенного объекта на изменение какого-либо одного или нескольких внешних факторов.
Сравнительный метод: сопоставление организмов и их частей. Принципы сравнения легли в основу систематики, клеточной теории. сопоставление организмов и их частей. Принципы сравнения легли в основу систематики, клеточной теории.
Исторический метод: – выясняет закономерности появления и развития организмов, становление их структуры и функций в ходе геологической истории Земли.
Метод моделирования: предполагает изучение какого- либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели.
4. Значение биологии В медицине, психологии, социологии – является научной теоретической базой. В пищевой промышленности – выращивание используемых в пищу организмов из одной клетки, создание различных биодобавок. В деле охраны природы – все связи человечества с окружающей средой должны строиться на основе знания законов функционирования экологических систем и биосферы в целом.
Задание : прочтите на стр ст. о значении биологии в современной жизни и выполните задание 3-4 в печатной тетради на стр. 5.