Первая и вторая сигнальные системы.. Содержание: -Понятие о сигнальной системе -Этапы становления сигнальных систем -Взаимодействие двух сигнальных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Орехово – Зуевский медицинский колледж» Выполнила.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Студентки 4 курса Датиевой Инны Артуровны.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.

Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Подготовил Голобородько Евгений.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
«ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЛАСТОЧКА»
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Органы чувств. Анализаторы.. Каким образом мы получаем информацию об окружающем нас мире?
Нервная система выполняет две важнейшие функции: 1) нормального взаимодействия организма с внешним миром, обеспечения его поведения в соответствии с условиями.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Российский Государственный Социальный Университет Выполнила студентка 3-го курса, группы ПСИ-ДБ Горшкова Валерия Москва 2013.
Анализаторы Учитель биологии Шмыкова И.А. МОУ СОШ 29 г.Георгиевска, Ставропольского края.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Мышление. Виды мышления.
Кора полушария большого мозга (серое вещество) Белое вещество головного мозга.
Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней.
Транксрипт:

Первая и вторая сигнальные системы.

Содержание: -Понятие о сигнальной системе -Этапы становления сигнальных систем -Взаимодействие двух сигнальных систем -Нарушения второй сигнальной системы -Заключение

Понятие о сигнальной системе: Сигнальная система – набор условно- рефлекторных связей организма с окружающей средой, который впоследствии служит основой для формирования высшей нервной деятельности. По времени образования выделяют первую и вторую сигнальные системы.

Продолжение: Первая сигнальная система – комплекс рефлексов на конкретный раздражитель, например на свет, звук и т. д. Осуществляется за счет специфических рецепторов, воспринимающих действительность в конкретных образах. В данной сигнальной системе играют большую роль органы чувств, передающие возбуждение в кору больших полушарий, кроме мозгового отдела речедвигательного анализатора.

Продолжение: Вторая сигнальная система формируется на основе первой и является условно- рефлекторной деятельностью в ответ на словесный раздражитель. Она функционирует за счет речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов. Ее раздражителем является слово, поэтому она дает начало абстрактному мышлению. В качестве морфологического субстрата выступает речедвигательный отдел коры больших полушарий.

Продолжение: Вторая сигнальная система обладает высокой скоростью иррадиации, характеризуется быстротой возникновения процессов возбуждения и торможения.

Этапы становления сигнальных систем: Для становления сигнальных систем необходимы четыре этапа: 1) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция, появляется в течение первого месяца жизни; 2) этап, при котором на словесный раздражитель появляется непосредственная ответная реакция, возникает во втором полугодии жизни; 3) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает словесная реакция, развивается в начале второго года жизни; 4) этап, при котором на словесный раздражитель есть словесная ответная реакция, ребенок понимает речь и дает ответ.

Взаимодействие двух сигнальных систем: Физическая структура знака не зависит от объекта, который он обозначает. Одни и те же явление, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках. Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Продолжение: Существенное отличие словесных сигналов от естественных сигналов первой сигнальной системы обусловлено особенностями лежащих в их основе безусловных раздражителей. Информация, содержащаяся в самих словах, связана не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.

Продолжение: Умение использовать знаковую систему языка позволяет человеку оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесенными или написанными словами, служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно- обобщенного отражения окружающей действительности.

Продолжение: Языковая форма коммуникации как ведущая форма обмена информацией между людьми, ежедневное использование языка, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствует развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями (в качестве которых выступают слова и словосочетания лингвистические переменные).

Продолжение: Человеческий мозг в процессе развития его второй сигнальной системы, элементы которой допускают неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (знаком словом), приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, «размытого» окружения, значительной информационной неопределенности.

Продолжение: Это свойство основано на способности манипулировать, оперировать неточными количественными данными, «размытой» логикой в противоположность формальной логике и классической математике, имеющим дело только с точными, однозначно определенными причинно-следственными отношениями.

Продолжение: Таким образом, развитие высших отделов мозга приводит не только к возникновению и развитию принципиально новой формы восприятия, передачи и переработки информации в виде второй сигнальной системы, но функционирование последней в свою очередь результируется в возникновении и развитии принципиально новой формы мыслительной деятельности, построении умозаключений на базе использования многозначной (вероятностной, «размытой») логики.

Продолжение: Человеческий мозг оперирует «размытыми», неточными терминами, понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.

Продолжение: Постоянная практика использования языка с его вероятностным отношением между знаком и его денотатом (обозначаемым им явлением или предметом) послужила прекрасной тренировкой для человеческого ума в манипулировании нечеткими понятиями.

Продолжение: Именно «размытая» логика мыслительной деятельности человека, основанная на функции второй сигнальной системы, обеспечивает ему возможность эвристического решения многих сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.

Продолжение: Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Продолжение: Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Нарушения второй сигнальной системы: Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают: 1. агнозию, 2. афазию, 3. аграфию, 4. амнезию.

Продолжение: 1. Агнозия потеря свойства узнавания слов. Она делиться на: -зрительную, -слуховую. Зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, а слуховая агнозия при повреждении височных зон коры большого мозга.

Продолжение: Таким образом, агнозия – это заболевание головного мозга, при котором больной не может правильно интерпретировать свои ощущения, несмотря на то что органы чувств и нервы, по которым от них к головному мозгу поступают сигналы, функционируют нормально. Данное расстройство связано с нарушениями, возникающими в ассоциативных зонах теменной доли головного мозга.

Продолжение: В случае слуховой агнозии у больного сохранен нормальный слух, но он не может правильно интерпретировать слышимые звуки (в том числе и человеческую речь). При тактильной агнозии (астереогнозе) кисти рук сохраняют нормальную чувствительную способность, однако больной не может определить форму объекта на ощупь. При зрительной агнозии у больного сохранено нормальное зрение, однако он не способен понять смысл написанного или напечатанного текста.

Продолжение: 2. Афазия нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции). Афазия связана с заболеванием левой половины головного мозга (доминантного полушария) у правшей. Часто сопровождается затруднениями в чтении и письме.

Продолжение: 3. Аграфия это приобретенная потеря способности писать, несмотря на то, что сила и координация движений кисти руки сохранены в норме. Относится к языковым нарушениям, обычно бывает связана с заболеванием теменной доли головного мозга.

Продолжение: 4. Амнезия (забывание слов) это частичная или полная потеря памяти вследствие физической травмы, заболевания, приема некоторых лекарственных препаратов или психологической травмы. Два типа амнезии: -антероградная амнезия, -ретроградная амнезия.

Продолжение: Антероградная амнезия – это амнезия на события, которые последовали после травмы. Ретроградная амнезия – это амнезия на предшествовавшие травме события. У некоторых больных одновременно могут наблюдаться оба типа амнезии.

Заключение: Для выработки сигнальных систем необходимы: 1) способность выработки условных рефлексов на комплекс раздражителей; 2) возможность выработки условных рефлексов; 3) наличие дифференцировки раздражителей; 4) способность к обобщению рефлекторных дуг. Таким образом, сигнальные системы – основа для высшей нервной деятельности, которые сложны по своей структуре и работе.

Продолжение: Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй.

Продолжение: Обе сигнальные системы (состояния которых определяются функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловнорефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций.

Спасибо за внимание!