Бинарный урок риторики "Роль мимики и жестов в общении"
Карлова Галина Ивановна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу:Преподавание в начальной школеПреподавание в начальной школе
Тип урока: бинарный
Вид урока: последовательная интеграция
Цели:
развитие коммуникативных качеств;
развитие нижнедиафрагмального дыхания;
дифференциация ротового и носового дыхания;
развитие речевого аппарата.
Задачи:
помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи;
показать роль мимики и жестов в общении;
добиться успешности учащихся в овладении речью путем применения логопедической зарядки.
Методы и приемы:
деятельностный подход;
риторическая игра;
риторический анализ;
логопедическая зарядка.
Оборудование:
опорные таблицы Тон, Темп, Громкость, Мимика, Жесты;
карточки с репликами персонажей на каждого ученика;
опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Дети стоят в кругу.
Учитель: Какой сегодня день? Хмурый,пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете,что надо сделать, чтобы улучшилось настроение,чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
Логопед: Ребята! Для того чтобы четко и ясно излагать свои мысли на нашем занятии, мы с вами выполним упражнения, которые помогут нам в этом:
Артикуляционная гимнастика.
поглаживающий массаж гортани, вибрационный, со звуком м;
движение челюстью вправо-влево, резко опустить челюсть вниз (6 раз);
артикуляционная гимнастика для губ: трубочка-улыбочка- заборчик- хоботок (чередование 3 раза);
артикуляционная гимнастика и массаж языка: отрезали грибок, лошадки, дятел (по 6 раз);
покусывание языка при движении его вперед-назад (6 раз).
Дыхательная гимнастика (работа по таблице):
вдох через рот, выдох через нос;
вдох через нос, выдох через рот;
вдох-выдох через рот;
вдох-выдох через нос.
Логопед: Мы с вами, ребята, выполнили упражнения, которые помогли нам подготовить к работе артикуляционный аппарат. А это веселое стихотворение поможет нам глубоко и правильно дышать и чуть- чуть улучшить наше настроение:
Жил на свете старичок Маленького роста И смеялся старичок Чрезвычайно просто: (глубокий вдох, медленный выдох) Ха-ха-ха да хе-хе-хе, Хи-хи-хи да бух-бух! (глубокий вдох, медленный выдох) Бу-бу-бу да бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Раз, увидя паука, Страшно испугался. Но схватившись за бока Громко рассмеялся: (глубокий вдох, медленный выдох) Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хо да гуль-гуль! (глубокий вдох, медленный выдох) Ги-ги-ги да га-га-га, Го-го-го да буль-буль!
А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: (глубокий вдох, медленный выдох) Гы-гы-гы да гу-гу-гу, Го-го-го да бах-бах! Ой, ребята, не могу, Ой, ребята, ах-ах!
II. Актуализация знаний.
Дети садятся в круг.
Учитель: Ребята, какие средства выразительности устной речи вы знаете? (Тон, темп,громкость. Таблицы с этими словами вывешиваются на доске). А слышали ли вы, что можно разговаривать без слов? (C помощью мимики, жестов) Что же такое мимика? Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека. Ребята, посмотрите на своих друзей и попытайтесь догадаться, о чем говорит их поза?
Подготовленные заранее дети демонстрируют несколько поз: низкий поклон (в пояс) – благодарность (на концерте); поднятые руки –сдаюсь; выражение восторга; голова опирается на руку – раздумье,
– Как вы догадались?
III. Формулирование темы и цели занятия.
– Назовите тему нашего занятия. (Роль мимики и жестов в общении)
– Зачем мы должны использовать мимику и жесты в своей речи? (Мимику и жесты мы используем, чтобынаша речь была более убедительной, яркой и успешной; чтобы нас понимали и общаться нам было легко).
IV. Физкультминутка. Страус Кукки.
Логопед: Мимику и жесты мы используем, чтобы в нашей разминке рассказать о забавном страусе.
Страус Кукки встал с постели, Поразмял свои бока, Поразмял себе и шейку, Словно длинную линейку. Поворочал головой – Вправо, влево: Что с тобой? Перья в стороны торчат, Ноги что-то не стоят. Потянулся клювом к луже, Заглянул туда поглубже. Посмотрел и так, и сяк, А прическа – кавардак! Это можно все поправить: Перышки слегка пригладить, Выпрямить осанку, заварить овсянку, Сладко потянуться и просто улыбнуться!
V. Первичное закрепление. Анализ диалога персонажей.
Игра Найди своего собеседника.
Учитель: Давайте убедимся, действительно ли мимика и жесты помогают нам общаться. Игра так и называется Найди своего собеседника.Разделитесь на две команды. Игрокам первой команды я раздам реплики из диалога одного из сказочных персонажей. Вы должны определить, из какого литературного произведения реплика;правильно её прочитать, подчеркивая интонацией настроение и желание своего персонажа.Постарайтесь использовать мимику и жесты. Игроки второй команды должны определить, кому адресована реплика и принять участие в диалоге:ответить, также подчеркивая интонацией смысл произносимого. Очень хорошо, если вы войдете в образ: мимикой и жестами представите своего героя.
Детям раздаются карточки с репликами, дается время на подготовку, затем проводится игра.
– Интересно было смотреть и слушать? – Из какого произведения диалог? – Тон и внешний вид артистов помогали лучше понять происходящее? – Вам было интересно, весело? Вы улыбались?
VI. Итог занятия.
Учитель:
А как вы думаете, в жизни с каким человеком приятнее общаться – который сухо сообщает нам какую-либо информацию или с человеком, который улыбается нам? Вспомните, мы начали наше занятие с улыбки. Так давайте закончим его тоже улыбкой.
Игра в кругу (на фоне музыки).
Закончи предложение: Я всегда улыбаюсь,когда…