ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Цель выпускной квалификационной работы: изучение проблемы формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игры.
Объект исследования сенсорные эталоны. Предмет исследования дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с нарушением зрения.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения формируется эффективнее посредством дидактической игры.
Задачи исследования: 1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; 2. исследовать особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; 3. разработать и апробировать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; 4. провести количественный и качественный анализ результатов процесса развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактической игры.
В первой главе представлено теоретическое изучение проблемы сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения, раскрыто общее понятие о сенсорных эталонах в психолого-педагогических исследованиях, развитие сенсорных процессов в онтогенезе, этиопатогенез нарушений зрения, особенности развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Во второй главе мы рассмотрели дидактическую игру как средство формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с нарушением зрения.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ компенсирующего вида 286 г. Новосибирска.
В исследовании принимали участие дети 4-5 лет в количестве 12 человек: 6 детей с нарушением зрения составили экспериментальную группу, и 6 детей с такими же нарушениями зрения составили контрольную группу.
Список детей экспериментальной группы ИмяДата рожденияВозрастДиагноз врача-офтальмологаОстрота зрения Группа здоровья 1 Ксюша ,3 лет Гиперметропия средняя с астигматизмом обоих глаз 0,5 в/о 0,7 0,7 0,9 Очки, плеоптика II 2 Владик ,1 летМиопия сложная обоих глаз 0,4 в/о 0,7 0,4 0,9 Очки, плеоптика II 3Даша ,4 лет Сходящееся косоглазие альтернирующие, неаккомадационное 1,0 Закл: 1:1 ортоптика II 4Саша ,11 лет Астигматизм обоих глаз 1,0 в/о 1,0 0,7 0,9 Очки, плеоптика II 5Денис ,2 летМиопия 0,4 в/о 1,0 0,3 1,0 Очки, плеоптика II 6Миша ,3 летАстигматизм смешанный 0,5 в/о 0,8 0,4 0,8 Очки, плеоптика II
Список детей контрольной группы ИмяДата рожденияВозрастДиагноз врача-офтальмологаОстрота зрения Группа здоровья 1 Катя ,3 летАстигматизмом обоих глаз 0,9 в/о 1,0 0,8 1,0 II 2 Маша ,10 лет Астигматизм обоих глаз 1,0 в/о 1,0 1,0 II 3Алена ,1 летСходящееся косоглазие 0,9 в/о 0,7 0,6 II 4Паша ,2 летМиопия врожденная 0,2 0,6 0,2 0,5 Очки, закл. 1:1 II 5Катя С лет Сложный гиперметропический астигматизм 1,0 в/о 1,0 1,0 II 6Лера летГиперметропия средняя с астиглатизмом обоих глаз и амблиопией 0,7 в/о 1,0 0,9 1,0 Очки, заклейка на 1 глаз, плеоптика II
Исследовательская работа проводилась в три этапа: (с г. по г.)1 этап – констатирующий (с г. по г.). Цель – выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 4-5 лет.
В процессе диагностики сенсорного развития детей использовались следующие методики: Методика 1. «Изучение восприятия цвета» (Г.А. Урунтаева)Методика 1. «Изучение восприятия цвета» (Г.А. Урунтаева) Цель: выявить умение детей различать и правильно называть основные цвета.
Оценка уровня восприятия цвета у детей с нарушением зрения 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; 4- очень низкий
Методика 2. «Изучение пространственных представлений»Методика 2. «Изучение пространственных представлений» (Урунтаева Г.А.) Цель: определить умение ребенка ориентироваться в пространстве.
Оценка уровня пространственных представлений у детей с нарушением зрения 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; 4- очень низкий
Методика 3. «Изучение ориентировки в величине предметов»Методика 3. «Изучение ориентировки в величине предметов» (Урунтаева Г.А.). Цель: определить умение ребенка ориентироваться в величине предметов.
Оценка уровня ориентировки в величине предметов у детей с нарушением зрения 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; 4- очень низкий
Оценка уровня сформированности сенсорных эталонов на констатирующем этапе 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; 4- очень низкий
2 этап – формирующий (с г. по г.) Цель – разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с нарушением зрения.
Направления коррекционно- развивающей работы: Сформировать умение различать и правильно называть основные цвета спектра. Учить зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов по образцу. Обучать ориентировке в пространстве относительно себя и предметов. Соотносить сенсорный эталон с формой предметов.
Коррекционная работа проводилась в три этапа: 1.Подготовительный – знакомство с предметами и объектами окружающего мира, расширение словаря. 2.Основной – непосредственно коррекционно- развивающая работа с использованием специальных дидактических игр на занятиях с детьми с нарушением зрения экспериментальной группы. 3.Заключительный – закрепление пройденного материала и его совершенствование.
3 этап – контрольный (с г. по г. ) Цель данного этапа – выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа экспериментального исследования. В исследовании использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Результаты на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе по трём методикам Ф.И.ребенка Изучение восприятия цвета Изучение пространственны х представлений Изучение ориентировки в величине предметов Сумма баллов Ксюша77721 Владик86519 Даша76720 Саша76619 Миша85619 Денис66518
Результаты на контрольном этапе исследования в контрольной группе по трём методикам Ф.И.ребенка Изучение восприятия цвета Изучение пространственны х представлений Изучение ориентировки в величине предметов Сумма баллов Катя Б Маша24410 Алеша32510 Паша2349 Катя С Лера35311
Сводные результаты по трём методикам в контрольной и экспериментальной группах.
Заключение: Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения формируется эффективнее посредством дидактической игры, подтверждена.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!