ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательский отдел Федорова Т.Н.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ: Требование времени для удовлетворения потребности личности в получении хорошего образования для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и для уверенности вуза, что эта потребность удовлетворена. В Приказе Минобразования РФ от "О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения" утвержден перечень показателей деятельности вузов, включающий, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 или других моделей менеджмента качества.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ: Интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе, и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", показывает серьезную заинтересованность федерального руководства ВПО в создании и функционировании внутривузовских систем управления качеством.. Участие в конкурсе заставило многие вузы, в частности Ставропольский ГАУ, уверенный в том, что он победит на этом конкурсе, задуматься о совершенствовании систем менеджмента качества
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИСО , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Личность Работодатель Общество 1.Ориентация на потребителя Применение принципа требует: осознания всех потребностей и ожиданий потребителей сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон доведения этих потребностей и ожиданий до сведения всего персонала организации измерения удовлетворенности потребителей и корректирующих мер управления взаимодействием с потребителями.
2.Лидерство руководителя Применение принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером; понимания и реагирования на внешние изменения; ориентации на потребности всех заинтересованных сторон; прогноза будущего своего предприятия; создания атмосферы доверия и работы без страха; обеспечения персонала необходимыми ресурсами, свободой действия в рамках ответственности; инициирования, признания и поощрения личного вклада каждого; поддержки открытых и честных взаимоотношений; обучения и постоянного совершенствования кадров; установления новаторских целей и поиска стратегий для их достижения.
Разъяснения миссии, целей, задач Мотивация Делегирование полномочий Делегирование полномочий 3. Вовлеченность сотрудников и студентов Применение принципа требует от сотрудников: инициативы и ответственности персонала в решении проблем; активного поиска возможностей совершенствования; передачи своего опыта и знаний членам коллектива; ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей; получения удовлетворения от работы.
Применение принципа сопряжено с: разработкой процесса достижения желаемого результата; идентификацией начала процесса и определением метода оценки его результата; определением способов взаимодействия процесса с функциями предприятия; оценкой рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны; установлением четких прав, полномочий и ответственности при управлении процессом; выявлением потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон; охватом всех составляющих процесса при его проектировании. 4. Процессный подход
Координация всех аспектов деятельности Координация всех аспектов деятельности Формирование способности к саморазвитию Вовлечение всех сотрудников и студентов в управление 5. Системный подход к менеджменту Эффективность и результативность организации повышаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с поставленной целью. Применение принципа требует: системного анализа управления организацией с точки зрения эффективности процесса достижения целей и внутренних возможностей организации; понимания взаимозависимости процессов в системе; постоянного улучшения системы через анализ и оценку.
6. Постоянное улучшение деятельности организации Процессный подход 6. Постоянное улучшение деятельности организации Процессный подход Применение принципа требует: формирования потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом; разработки концепций постоянного улучшения "маленькими шагами и прорывами"; периодической оценки процесса выявления возможности дальнейшего улучшения; постоянного повышения эффективности всех составляющих процесса; знания каждым работником методов и средств постоянного улучшения; определения критериев и целей улучшений.
Применение принципа требует: сбора и анализа данных и информации, относящихся к задаче; доказательства достоверности и точности данных и информации; использования апробированных методов анализа данных и информации (статистических и др.); принятия решений на основе анализа фактов, опыта и деловой интуиции. 7.Принятие решений на основе фактов
Внутренними Внешними 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками Применение принципа требует: отбора основных поставщиков; установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества; организации четких и открытых связей; инициирования совместных инноваций; понимания обеими сторонами потребностей потребителя; обмена информацией и перспективными планами; признания достижений и улучшений на предприятиях поставщиков.
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТАМОЖЕННОМ ВУЗЕ
СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Приказ о начале работ по созданию системы управления качеством с указанием проректора, ответственного за эту работу Приказ о начале работ по созданию системы управления качеством с указанием проректора, ответственного за эту работу Миссия вуза Миссия вуза Стратегический план Стратегический план Политика руководства в области качества Политика руководства в области качества Текущие планы подразделений, ответственных за качество Текущие планы подразделений, ответственных за качество Приказ о создании Совета по качеству и утверждении его состава Приказ о создании Совета по качеству и утверждении его состава Положение о Совете по качеству Положение о Совете по качеству Приказ о создании Службы управления качеством образования в вузе Приказ о создании Службы управления качеством образования в вузе Положение о Службе управления качеством образования в вузе Положение о Службе управления качеством образования в вузе Положение о должностных обязанностях сотрудников Службы Положение о должностных обязанностях сотрудников Службы Положение и порядок проведения мониторинга показателей качества и факторов, его обеспечивающих Положение и порядок проведения мониторинга показателей качества и факторов, его обеспечивающих Анкеты (для абитуриентов, студентов, выпускников, работодателей) Анкеты (для абитуриентов, студентов, выпускников, работодателей) Положение и порядок проведения анализа показателей мониторинга. Положение и порядок проведения анализа показателей мониторинга. Положение о создании базы данных вуза Положение о создании базы данных вуза
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной акдемии
1. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ Разработка и подготовка к утверждению документов в области качества. Формирование Совета по качеству Трансформация целей, сформулированных в «Политике в области качества» в цели каждого структурного подразделения Что должно быть?
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ Разработка и подготовка к утверждению документов в области качества. Формирование Совета по качеству Трансформация целей, сформулированных в «Политике в области качества» в цели каждого структурного подразделения Разработка календарных планов реализации проекта и критериев оценки качества реализации проекта на каждом этапе Создание системы мониторинга качества Разработка процедуры документирования
3. ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА Проведение мониторинга Анализ результатов мониторинга Подготовка проектов управленческих решений Создание базы данных вуза
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ Высшее образование Послевузовское образование Дополнительное образование КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ Студенты (по курсам, специальностям и формам обучения ) Студенты (по курсам, специальностям и формам обучения ) Аспиранты и докторанты Стажеры и слушатели 1) 2)
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА Результаты итоговой аттестации выпускников Сведения о трудоустройстве выпускников, профессиональном росте Удовлетворенность персонала Научная, методическая и производственная продукция Научная, методическая и производственная продукция Отзывы работодателей Результативност ь работы аспирантов 3) Сохранность контингента
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВА ЮЩИЕ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА Документально-содержательное обеспечение Кадровое обеспечение реализации ГОС. Технологии обучения Кадровое обеспечение реализации ГОС. Технологии обучения Материально-техническое обеспечение реализации ГОС Информационно-библиографическое обеспечение реализации ГОС Информационно-библиографическое обеспечение реализации ГОС Научное обеспечение реализации ГОС Работа с абитуриентами Учебная часть Деканаты Кафедры Отдел кадров Служба УК НИО 4)
Благодарю за внимание!