СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения
– повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов
Образовательные результаты Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие. Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие. Чему учить? Обновление содержания Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Как учить? Обновление средств обучения
Технология деятельностного метода обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Традиционное обучение и ТДМ Традиционное обучение: ТДМ : 1) базируется на принципе 1) опирается на зону ближайшего доступности; развития; 2) учащийся выступает в роли 2) учащийся действует как субъект объекта ПД; собственной УД; 3) ориентировано на усвоение 3) нацелено на усвоение способов определенной суммы знаний; познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное 4) развивает теоретическое мышление, эмпирический мышление и теоретический способ познания; способ познания; 5) решая конкретно- практические 5) на первый план выступают задачи, учащиеся усваивают учебные задачи, решая их частные способы; учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; 6) в результате формируется 6) формируется личность, способная индивид – человек, способный к самостоятельной творческой к исполнительской деятельности. деятельности.
Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ). До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ ( Продолжительность этапов урока « открытия » нового знания в минутах )
Технология деятельностного метода. Структура уроков «открытия» нового знания 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация знаний и мотивация 2. Актуализация знаний и мотивация Данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; тренировку соответствующих мыслительных операций; мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Постановка учебной задачи Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. На данном этапе: 1. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?) 2. На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
4. « Открытие » детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. КАК? (построить новый способ действия) Виды «открытий»: ФАКТ единичная информация ПРАВИЛО алгоритм ПОНЯТИЕ существенные признаки ЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между понятиями, свойство
5. Первичное закрепление Цель: усвоение нового способа действий. Данный этап предполагает: Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах. Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Данный этап предполагает: 1. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. 2. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.
8. Рефлексия деятельности ( итог урока ) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. Соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка (результатов деятельности)
Обучение на основе коммуникативно - деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию : Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.