Классный час "Поговорим о милосердии"
- Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить. - Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят) - Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы ребят) - Как вы думаете, от какого слова произошло слово милосердие? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…) - Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. (На интерактивной доске)
- А что для вас значит милосердие? подумайте и запишите это на своих сердечках. - Из чего же складывается понятие милосердие. Что значит быть милосердным? (Ответы ребят)
(Схема цветка милосердия на презентации).презентации).
- Вот так схематично, в виде цветка, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия. - Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? (сердце, голубь, ангел) - В каком цвете?
(Ответы:
у нас милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;
с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;
с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды).
- Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)
- Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств.
- А сколько, интересно, их сегодня? Кому они помогают? (Ответы ребят)
- В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.
Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!
Да и сам термин милосердие сегодня несколько непопулярен. Сестра милосердия, Брат милосердия в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Но нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)
- Ребята, как вы понимаете фразу:
Милосердие – активная доброта (Ответы ребят)
(Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).
- Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие?(Ответы ребят)
(Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)
- Послушайте стихотворение Милосердие:
Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: Это много..., Ручки засунув в карманы свои, Он потихоньку извлёк всё, что было. Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло... С горечью в голосе он попросил: Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть. И продавец не спеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился... себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил. А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать. Мальчик ответил серьёзно и строго: Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу! Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся: Вместо ноги он увидел протез... Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу... Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!
- О чем стихотворение? - Кто проявил милосердие? - Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии? - Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? - Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому) - Да, проявлять милосердие – большое искусство! - Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)
(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).
- Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?
- Сейчас у нас проходит рождественская акция милосердия. Ребята из разных школ собирают подарки детям- сиротам. Давайте приобщимся к этой акции и поможем. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.
- Возьмите в руки свои сердечки, согрейте их своим теплом, загадайте самое сокровенное желание. А теперь давайте украсим нашу рождественскую ёлочку вашими добрыми сердечками.
- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга!
- Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?
- И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание.
- Давайте зажжём рождественскую ёлочку наших желаний.