«Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках математики.» Автор: Кузнецова Н.И. МБОУ «Зиминский Лицей» г. Зима
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н. Толстой
Главным фактором, влияющим на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных стандартов, обеспечивающих условие для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Задача: Сестрица Аленушка и братец Иванушка собирали солнечным летним днем на лесной полянке ягоду-землянику. Крупные ягоды они нанизывали на длинные травинки, и у каждого набиралось по одинаковому числу земляничек. Решили они присесть на траву, чтобы отдохнуть и пересчитать свои ягоды. Пока Аленушка поправляла косу, шустрый Иванушка забрал себе с ее травинки самую спелую земляничку. На сколько ягод стало меньше теперь у сестрицы Аленушки, чем у братца Иванушки? - Ой! – воскликнула белочка. - Я не могу решить эту задачу. Я совсем потонула в тексте. - Давай помогу, - предложил ежик. – Я уберу лишние слова, и ты решишь задачу. И ежик написал такой текст: Аленушка и Иванушка набрали ягод. Когда они присели на траву, Иванушка забрал себе одну ягоду у Аленушки. На сколько меньше ягод у нее стало? Ежик сократил текст правильно? Если он выкинул что-нибудь важное, восстанови текст. Если оставил лишнее – зачеркни. Реши задачу.
Диагностическая карта.
Интеллектуальные качестваТип учебно-познавательной задачи Способность к "видению проблемы"Задачи "скрытого" вопроса: неполно постановление задачи, задачи с размытыми условиями. Самостоятельность мышленияЗадачи высоких уровней проблемности: задачи на конструирование задачных ситуаций; задачи, решаемые несколькими способами. Гибкость мышленияЗадачи с парадоксальной формулировкой; задачи, провоцирующие на ошибку. Дитиконформизм интеллекта"Конфликтные" или не совсем корректные задачи; задачи, в которых надо определить достоверность условия. Диалектичность мышленияЗадачи-парадоксы, задачи на разоблачение мнимых противоречий. Лёгкость генерирования идеиЗадачи, в которых необходимо только "набросать" ход решения, "проиграть" несколько вариантов. КритичностьЗадачи на доказательство; задачи на обнаружение и опровержение ошибок. Готовность памятиЗадачи с недостаточными данными; задачи, решаемы по алгоритмам. Способность к широкому переносуЗадачи на комбинирование известных способов в новый; задачи на самостоятельное построение алгоритмов решения. Способность к обобщениюЗадачи на выработку обобщенных стратегий; задачи на построение алгоритмов.
Программы наблюдения за развитием мышления учащихся
Задача (развитие памяти) Когда Коля пришел в день рождения к своему другу Толе, он вместе с подарком весил 26кг 100г. На дне рождения Коля съел 40 конфет по 10г каждая, 10 яблок по 100г, 12 бутербродов по 110г и один торт весом 2кг 510г целиком. Сколько весил Коля, когда уходил со дня рождения Толи,если известно, что свой подарок он унёс с собой.
Задача (развитие памяти) Петр Петрович, живущий на пятом этаже, ввинчивает в потолок своей комнаты крюк для развесистой люстры. Длинна крюка 17см. Крюк уходит в потолок со скоростью 2см в минуту. От потолка пятого этажа до пола шестого 15см. А в это время на шестом этаже в позе лотоса, на этом самом месте, сидит иог Степан и размышляет о бренности всего сущего. Через сколько секунд услышит Петр Петрович вопли соседа?
Задача (развитие внимания) Из зоопарка на пристань, расстояние между которыми 1км, повели слона. В тот же момент от пристани навстречу слону выбегает Моська. Она убежала от слона, тявкнула на него и побежала обратно на пристань, затем повернула обратно, и т. д., пока слон не пришел на пристань. Моська двигалась в 10 раз быстрее слона. Сколько всего км пробежала Моська?