МАСТЕР-КЛАСС как одна из форм профессионального обучения учителей МОУ Уйско-Чебаркульская сош ПАНАЧЁВА И.Е. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА» ММЦ Паначёва И.Е
ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: выявление творчески работающих педагогов; публичное признание вклада педагогов в развитие образования района; моральное стимулирование педагогических работников; распространение успешного опыта; стимулирование профессионального роста педагогов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА Мастер – класс – это форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия. Паначёва И.Е
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс -это форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показана новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества. Мастер-класс–это способ передачи педагогического мастерства одного учителя другому и умение педагога (автора занятия) всем участникам найти дело, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы. Мастер-класс– это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений, возвышенный стиль, интерпретативная культура представления опыта. Паначёва И.Е
МАСТЕР-КЛАСС проводят учителя высшей категории, учителя- победители различных конкурсов, учителя чей опыт признан общественностью, педагоги получившие рекомендации образовательных учреждений; группы лиц или организациями, непосредственно знакомыми с педагогической деятельностью данного учителя В МАСТЕР-КЛАСС объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии. МАСТЕР-КЛАССЫ являются одной на форм профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные объединения педагогов во главе с учителем-мастером. МАСТЕР-КЛАСС создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы. Паначёва И.Е
Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера. В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы: представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану; уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками; изучение результатов деятельности учители-мастера и его учеников; самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера; совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса; круглые столы; дискуссия по результатам занятий и т.д. Количество занятий мастер-класса определяется ведущим мастером. Это может быть одно занятие, несколько занятий подряд, или несколько занятий в определенный промежуток времени. Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера. Паначёва И.Е
КРИТЕРИИ отбора материала и ведущих для мастер-класса: актуальность предлагаемой проблемы или исследования; практическая значимость результатов реализации представленной программы (проекта) для педагогической системы района; технологичность и новизна разработанной учителем или адаптированной им методики; направленность проекта исследования или программы мастер-класса на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога; способность учители к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта; умение педагога моделировать содержание обучения и обосновать выбранные методы, приемы и формы организации образовательного процесса. Паначёва И.Е
Внимание! Пока какая-то идея не апробирована, она не может быть предложена в качестве мастер – класса. Паначёва И.Е
ТРЕБОВАНИЯ к описанию педагогического опыта: Название фактора успешности в преподавании. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта. Описание сущности (ведущей идеи) и результативности опыта, трудоемкости его осуществления, условий реализации. Опора на педагогические или психолого-педагогические теории. Информативность и логическая завершенность описания опыта, достаточность для понимания и использования его на практике. Формулировка темы предлагаемого мастер-класса. Приложения к описанию опыта работы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт, методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы, таблицы, образцы дидактических материалов и диагностических работ, заданий, образцы итоговых работ учащихся, видеозаписи уроков и т.д. Список литературы по теме. Паначёва И.Е
ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА 1. Тема мастер-класса. 2. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта. 3. Цели и задачи мастер-класса. 4. Содержание занятий мастер-класса по этапам. 5: Методы и приемы работы ведущего мастер-класс со слушателями; формы занятий, представленные в мастер- классе (можно представить алгоритм последовательных действий педагога по презентации своего опыта и по обучению участников мастер-класса). 6. Количество часов на всю программу мастер-класса и на каждое его занятие. 7. Прогноз результатов работы участников мастер-класса. Примечание: В случае предложения нескольких направлений (тем, программ) работы мастер-класса автор-претендент представляет каждую программу в соответствии с вышеуказанными требованиями. Паначёва И.Е
Первый этап – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторические сюжеты … Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера. Второй этап -работа с материалом: с текстом, с красками, звуками, с природным материалом, с картой, с картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» - создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда». Паначёва И.Е
Третий этап- соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие) Четвертый этап- разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» - это кульминация творческого процесса и мастерской творчески - работающего учителя. Пятый этап- это рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др. Паначёва И.Е
1.Цели прихода на мастер-класс? 2.Что взял полезного интересного)? 3.Хочется ли что-то отметить? РЕФЛЕКСИЯ Паначёва И.Е
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность Бернард Шоу Паначёва И.Е
… Сделай лучше нас Делай как мы… Паначёва И.Е