ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 28 НОЯБРЯ 2012 ГОДА
* Проблема поощрения и наказания волнует всех: учителей, родителей, психологов и самих детей.
« Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет неизбалованным». Или «Меня воспитывали в строгости, а мой ребёнок будет воспитываться по-другому» «Мой ребёнок, мне и решать как наказывать»
Признаки тревожности у детей
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ Если родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом и жестокостью.
НАКАЗАНИЕ СЛОВОМ Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «ТЫ-высказывания («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!») заменить в своей речи на «Я-высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему»).
НАКАЗАНИЕ ИЗОЛЯЦИЕЙ Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.
НАКАЗАНИЕ ТРУДОМ «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочитай 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
НАКАЗАНИЕ ЛИШЕНИЕМ Задумайтесь над таким высказыванием: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».
ВЫВОДЫ: 1. При выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕРЫ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ РЕБЁНКУ, ТО, ВОЗМОЖНО, И САМИ НЕ ЗАМЕТИТЕ, КАК ПЕРЕСТУРИТЕ ЧЕРТУ И ПЕРЕЙДЁТЕ К ЖЕСТОКОСТИ
2. Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость. Будьте справедливы к детям! Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по-настоящему вас огорчивший. 3. Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько ваше наказание будет эффективным).
ПООЩРЕНИЯ
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Похвала (простая форма: «Спасибо», более сложная: « Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!»; ПОХВАЛА ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКРЕТНОЙ! Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании) ПОХВАЛА ДОДЖНА БЫТЬ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОЙ! Похвала должна учитывать и способности, и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по- разному. ПОХВАЛА ТОГДА БУДЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ, КОГДА ЗВУЧИТ НЕ СЛИШКОМ ЧАСТО.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ