ПРОГРАММА. КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год.
Advertisements

Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Тема урока: Выполнила: учитель-логопед Ларина Надежда Алексеевна 2010 г.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Транксрипт:

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССАХ (I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Составлено

учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира

Колесниковой Т.В.

по материалам Ястребовой А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико- фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно- развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:

Полноценные фонематические процессы;

Представление о звуко-буквенном составе слов;

Навыки анализа и синтеза звуко- слогового состава слова;

Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

Разумеется, к задачам, направленным на преодоление ОНР, необходимо добавить следующие:

Воспитание умения речевого высказывания;

Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

Сбережение общего и психического здоровья детей;

Развитие сенсорных и моторных функций;

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

Развитие мимической мускулатуры;

Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

Формирование черт гармонической, социализированной личности.

Программа предусматривает следующие блоки:

Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); - 2 занятия в начале каждого учебного года;

Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); - 3 занятия в 1 классе и 2 – во втором;

Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); - 15 занятий в 1 классе и 6 – во втором;

Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 занятий в 1 классе и 18 – во втором.

Блок работы над предложением – 7 занятий во втором классе;

Блок итоговых занятий – 1 в конце 1 класса и 1 в конце второго класса.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

различных методов активного обучения;

анализ конкретных понятий и ситуаций;

тренировка и другие виды заданий;

творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно- воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя- логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

- 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

- 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

- развитию фонематических процессов;

- формированию навыков анализа и синтеза звуко- слогового состава слов;

- закреплению звуко-буквенных связей;

- автоматизации поставленных звуков;

- формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко- буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 и 2 класса.

занятия

тема

грамматические понятия, используемые на занятиях

1 класс

1,2

3

4

5

6,7

8

9

10

11

12

13

14

15,16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.

Речь.

Предложение.

Предложение, слово.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Ударение.

Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).

Выделение согласных из удобных позиций.

Сравнение гласных и согласных.

Согласные твёрдые и мягкие.

Самостоятельная работа.

Согласные звонкие и глухие.

Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.

Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.

Контроль за развитием навыка.

Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы.

Звуки [П],[П`]. Буква П.

Звуки [Б], [Б`]. Буква Б.

Дифференциация [П]-[Б], [П`]- [Б`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [Т],[Т`]. Буква Т.

Звуки [Д],[Д`]. Буква Д.

Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]- [Д`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [К],[К`]. Буква К.

Звуки [Г],[Г`], Буква Г.

Дифференциация [К]-[Г],[К`]- [Г`].

Тренировочные упражнения.

Звуки [С], [С`]. Буква С.

Звуки [З], [З`]. Буква З.

Дифференциация [С]-[З], [С`]- [З`].

Итоговое занятие.

Речь.

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Ударение.

Комплекс-слияние.

Твёрдые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Двойные согласные.

2 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обследование речи.

Речь. Наши знания о речи.

Звуки речевые и неречевые.

Звуки речи.

Гласные звуки.

Гласные 1 и 2 ряда, их функции.

Слогообразующая роль гласных.

Тренинг – деление слов на слоги.

Предложение.

Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме.

Тренинг – восстановление деформированных предложений.

Контроль за развитием навыка (диктант).

Виды предложений по цели высказывания.

Работа со сплошным текстом.

Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»

Звук [Ш] и буква Ш.

Звук [Ж ]и буква Ж.

Дифференциация [Ш]-[Ж].

Дифференциация [С]-[Ж].

Дифференциация [Ж]-[З].

Звуки [Р], [Р`]. Буква Р.

Звуки [Л], [Л`]. Буква Л.

Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]- [Л`].

Звук [Ч] и буква Ч.

Дифференциация [Ч]-[Т`].

Звук [Щ ]и буква Щ.

Дифференциация [Щ]-[С].

Дифференциация [Щ]-[Ч].

Звук [Ц], буква Ц.

Дифференциация [Ц]-[С].

Дифференциация [Ц]-[Т].

Дифференциация [Ц]-[Ч].

Контроль за развитием навыков.

Итоговое занятие.

Речь.

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Ударение.

Комплекс-слияние.

Твёрдые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Двойные согласные.

Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ТРЕТЬИХ КЛАССАХ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Составлено

учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира

Колесниковой Т.В.

по материалам Ястребовой А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика группы.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонематического компонента речевой системы. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Следствия:

- недостаточная сформированность навыка анализа и синтеза звукового состава слова;

- трудности овладения письмом и чтением (дисграфия, дислексия). Наличие специфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.

II. Нарушение лексико- грамматического компонента речевой системы:

- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу или акустическому свойству). Несформирован навык словообразования, вследствие чего дети с трудом подбирают родственные слова к данному.

- грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, выявляется множество аграмматизмов в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие названных причин у детей данной категории наблюдаются:

- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- трудности овладения учебными понятиями, терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

- недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

- неустойчивое внимание;

- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

- недостаточное развитие способности к переключению;

- недостаточное развитие словесно-логического мышления;

- недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала;

- недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;

- недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствия:

- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы.

Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций: дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приёмов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

- работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственных действий.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя- логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

- развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог);

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Программа состоит из 5 блоков.

Примечание: последний, пятый, блок является итоговым, обощающим. Он содержит задания, направленные на выявление уровня знаний учащихся по изученному материалу.

занятия

тема

примечания

Блок 1. Состав слова. Словообразование.

1

2

3

4

5

6

Состав слова. Корень.

Однокоренные слова.

Состав слова. Приставка. Словообразование с помощью приставок от глагольных основ.

Состав слова. Суффикс. Суффиксальное образование слов.

Состав слова. Окончание.

Состав слова. Обобщение.

Блок 2. Приставки и предлоги.

7

8

9

Предлоги.

Различение приставок и предлогов.

Блок 3. Гласные звуки.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Гласные звуки.

Дифференциация А-Я.

Закрепление. Диктант.

Дифференциация О-Ё.

Дифференциация О-Ё-Е.

Дифференциация У-Ю.

Дифференциация Ы - И.

Дифференциация Ы – И.

Диктант на дифференциацию пройденных гласных.

Закрепление отработанных гласных.

Проверочный диктант.

Дифференциация Ё-Ю.

Безударные гласные.

Самостоятельная работа.

Контрольное списывание.

Блок 5.

Блок 4. Согласные звуки.

27

28

29

30

31

32

33

34

Дифференциация [С]-[З].

Дифференциация [П]-[Б].

Дифференциация [Т]-[Д].

Дифференциация [В]-[Ф].

Дифференциация [Ш]-[С], [Ж]- [З].

Дифференциация [С]-[Ц]-[С`]- [Ч].

Дифференциация [Ч]-[Т`].

Итоговая работа.

Блок 5.

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ЧЕТВЁРТЫХ КЛАССАХ (III ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составлено

учителем-логопедом МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира

Колесниковой Т.В.

по материалам Ястребовой А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Содержание программы.

Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочивание на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить на третьем этапе обучения к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи. Цели коррекционной работы на этом этапе смыкаются с программными. Однако, поскольку у данной группы детей имеются пробелы в речевом развитии, возникает необходимость в особой организации их учебной деятельности на данном этапе коррекционного воздействия.

В практическом плане это направление коррекционного обучения осуществлялось уже на I и II этапах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На III этапе данный аспект реализуется в процессе работы над текстом.

В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:

- определять тему рассказа, основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связного высказывания.

С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.

Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Учащиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя-логопеда и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.

Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.

В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей, имеющих ОНР, работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе логопедических занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.

Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.

Дети с ОНР после двух-трёх лет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.

Поскольку на логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:

- анализ и синтез;

- обобщение;

- группировка материала;

- сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Программа содержит 4 блока:

занятия

тема

Грамматические понятия, используемые на занятиях

Блок 1. Работа над предложением.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12,13

14,15

16

Структура предложения.

Классификация предложений.

Повествовательные предложения.

Вопросительные предложения.

Восклицательные предложения.

Учимся составлять предложения по вопросам.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Сочинение по сюжетной картинке.

Коммуникативная роль предложений.

Что такое беседа?

Составление предложений на основе бесед о предметах и их свойствах.

Восстановление деформированных предложений.

Деление сплошного текста на предложения.

Самостоятельная работа (контроль за развитием навыка).

Предложение:

- повествовательное,

- вопросительное,

- восклицательное.

Предложения с однородными членами – с союзами (а, но) и бессоюзные; связь слов в предложении; сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; текст; тема; главная мысль; сюжет.

Блок 2. Работа над текстом.

17

18

19,20

21

22

23

24

25

26

27

Понятие текста. Виды текстов.

Определение основной мысли высказывания.

Восстановление деформированного текста.

Редактирование текста.

Составление рассказа по началу и концу.

Творческая работа по составлению рассказа по началу и концу.

Составление рассказа по опорным словам.

Творческая работа: составление рассказа по опорным словам.

Составление рассказа по серии картин.

Творческая работа: составление рассказа по серии картин.

Блок 3. Учимся изложению мыслей.

28

29

30

31

32

Работа над изложением и устным ответом по готовому плану.

Учимся составлять план рассказа или ответа.

Изложение по коллективно составленному плану.

Самостоятельная работа: составление плана рассказа.

Творческое изложение (придумывание концовки рассказа).

Блок 4. Учимся пересказывать.

33

34

35

Подробный пересказ.

Сжатый пересказ.

Итоговое занятие.