The World Bank Государственно-частные партнерства на железнодорожном транспорте Лу Томпсон (Lou Thompson) Москва, 3-4 марта 2005 г. Thompson, Galenson and Associates 2804 Daniel Road Chevy Chase, MD Тел Факс
The World Bank Главные проблемы железнодорожного транспорта u Монолит железнодорожной отрасли l Сопротивляется изменениям l Не обладает существенной информацией l Жестко ограничивает возможности l ОДНАКО Россия быстро меняется u Нехватка опыта работы с частным сектором u Плохой имидж "приватизации" l Приватизация – это возможный итог, а не начало: на этом пути много этапов
The World Bank Открытие дверей частному сектору u Отделение социальных функций (больницы, школы, вузы и др.) это НЕ приватизация, а необходимое условие отделения государства от бизнеса u Отделение нежелезнодорожных непрофильных направлений бизнеса (производство, обслуживание) это действительно приватизация, но разные страны различаются между собой по тому, кто её проводит. u Перевод железнодорожного транспорта на правильные направления деятельности (на основе МСФО). u Приспособление правовой среды к частной собственности
The World Bank Правильные направления деятельности u Инфраструктура: плата за доступ, собственность, финансирование, управление, обслуживание и ремонт по договорам u Грузовые компании: собственность и тарифы u Междугородние пассажирские перевозки: собственность, тарифы и поддержка u Местные пассажирские перевозки: собственность, тарифы и поддержка u Регулирование, соответствующее структуре
The World Bank Привлечение частного капитала для финансирования системы u Заключение контрактов на оказание услуг и техническое обслуживание u Получение ссуд под залог грузовых вагонов, пассажирских вагонов и локомотивов (ГПЛ) u Финансовый лизинг грузовых и пассажирских вагонов и локомотивов «РЖД» и другим компаниям u Производственный лизинг ГПЛ (почасовая оплата мощности) u Частная собственность на ГПЛ (с корректировкой тарифов) u Строительство, владение и аренда объектов инфраструктуры (продажа и обратная аренда) u Новое производство (мощности, качество и цена) u Критические проблемы; правовая / финансовая среда: поддающиеся проверке критерии пользования; технические стандарты / стандарты "безопасности"
The World Bank Привлечение частного сектора к эксплуатации u Короткие линии (клиенты: в одних случаях промышленные предприятия, в других – местные органы власти) u Портовые сооружения, устройства и оборудование, конечные выгрузочные пункты или контейнерные депо u Конкуренция НА рынке (грузовые перевозки): доступ новых участников обусловлен платой за доступ и грузовыми тарифами. Это не просто, к тому же, имеются альтернативы u Конкуренция ЗА рынок (концессии или привилегии на право деятельности). Может касаться грузовых (на новых линиях) или пассажирских перевозок (особенно в пригородном или внутриобластном сообщении с конкуренцией по величине субсидий; либо на новых линиях)
The World Bank Параметры концессий и привилегий на право деятельности u Объем соглашения / разделение ответственности u Срок u Кто чем владеет и что финансирует u Характеристики услуг (количество, качество и цена) u Тарифный орган u Платежи (от кого и кому) u Критерии присуждения u Условия пересмотра соглашений
The World Bank Критические проблемы u Определение функций государственных и частных партнеров u Распределение риска u Регулирование (безопасность, экономическое, антимонопольное регулирование) u Экологические и социальные проблемы при строительстве u Для существующих сооружений: l Целевые функции по срокам и инвестициям l Избыточная занятость
The World Bank Предоставление концессий и привилегий на право деятельности на железнодорожном транспорте u Правительство определяет и предоставляет права u В Соглашении о концессии определяются задачи и схема распределения рисков Правительство сохраняет право собственности на инфраструктуру и оборудование или может получить его в конце срока u Концессионер обеспечивает услуги, определенное оборудование и несет соответствующие коммерческие и финансовые риски u Концессия предоставляется на определенный срок ( лет)
The World Bank Функции Всемирного банка и МФК u Финансирование строительства u Ремонт / реконструкция для содействия данному типу операций u Кадровые ресурсы u Частичные гарантии (на покрытие рисков или на срок кредита), u Техническое содействие l Проведение и интегрирование исследований l Реклама возможностей l Консультации (экономические, финансовые, правовые) u Управление процессами и представление результатов (МФК) u Инвестиции в производственные предприятия (МФК)
The World Bank ГЧП на железнодорожном транспорте