Давыдова Гелуся Вазыховна, старший воспитатель МБДОУ 62 «Весняночка»
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
Мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса
Периодичность и сроки проведения мониторинга устанавливаются и утверждаются дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Рекомендуемая периодичность проведения мониторинга - 2 раза в год (начало и конец учебного года), что позволяет выявить динамику изменений показателей освоения детьми Программы, но возможна и контрольная диагностика в январе с детьми, показавшими «низкий уровень» развития. Рекомендуемая длительность проведения мониторинга недели (каждый период).
Педагогический мониторинг усвоения образовательной программы проводится с соблюдением правильной технологической цепочки: входная диагностика (сентябрь); анализ полученных результатов; планирование деятельности по корректировке результатов; контрольный срез – при необходимости и по решению самого детского сада (январь) выходная диагностика (апрель); анализ результатов; планирование деятельности по корректировке результатов на летний оздоровительный период
Требования к организации и проведению мониторинга: планирование – включает подбор и апробацию методов и методик; место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно- гигиеническим и психологическим требованиям; техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов; инструкция составляется ещё на стадии планирования работы и должна быть чёткой, краткой и однозначной; протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным.
При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования: сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Наблюдение:
Индивидуальная карточка результатов формирования интегративных качеств Средняя группа _______ ФИ ребенка ________________________________ Интегративные качествасяаг 1 «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
По итогам коллегиального обсуждения результатов мониторинга: определяются причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние; полученные результаты соотносятся с задачами и уровнем реализации Программы ДОУ; определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДОУ, степень необходимой коррекции развития; осуществляется необходимое согласование (координация) дальнейшей деятельности воспитателей и других специалистов по организации работы с детьми.
Оформление результатов мониторинга: Материалы мониторинга оформляются воспитателями и другими специалистами на бумажном носителе в формах, утвержденных педагогическим советом ДОУ, хранятся в ДОУ не менее 5 лет. Полученная в ходе мониторинга информация (по каждому воспитаннику ДОУ) должна быть доступна для работы педагогов, руководителей ДОУ, экспертов и др. При этом необходимо учесть, что в последующей работе будут использоваться как данные диагностики отдельного ребенка (в динамике в течение нескольких лет), так и результаты в целом по группе воспитанников.