МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Advertisements

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ детский сад 126 М.Н.ЮСОВА.
«Комплексно – тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Вид проекта: Познавательно-игровой Цель проекта: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения уровня знаний.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Комплексно-тематическое планирование. Комплексно-тематическое планирование Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Понимая проблему безопасности дорожного движения, наш педагогический коллектив осуществляет планомерную, систематическую, целенаправленную работу по формированию.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Детский сад «КОЛОСОК» ГБОУ ЦО Программа ДОУ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.
Презентация проекта МБДОУ-д/с 13 х.Лебеди Калининский район Подготовила : Манафова Н.С.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГТ

(НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА)

АВТОР: Коробова Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад 118 Выборгского района Санкт- Петербург

Введение

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6.2), приказом Министерства образования и науки РФ от утверждены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной Программы и, кроме того, положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.

Проблема планирования воспитательно- образовательной деятельности с учетом ФГТ в настоящее время является актуальной и в то же время одной из самых сложных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Представленная методическая разработка содержит:

1. Обоснование системы планирования воспитательно- образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ.

2. Практический материал для составления Плана воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ с учетом ФГТ (на примере подготовительной к школе группы детского сада).

В данной методической разработке предлагается вариант планирования воспитательно- образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ. Методическая разработка адресована методистам и воспитателям ДОУ.

Планирование воспитательно- образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Что же такое управление? В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: управление это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей.

Планирование ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя (применительно к группе ДОУ – воспитателя). План воспитательно- образовательной работы в группе ДОУ – основной документ, на основе которого строится деятельность педагогов.

Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости. Планирование воспитательно- образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:

объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;

четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

План воспитательно- образовательной работы в группе ДОУ должен обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе его реализации возможны уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, следует учитывать при составлении плана принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.

В соответствии с ФГТ возможно выделить основные требования к планированию воспитательно- образовательной работы в группах ДОУ:

1.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

2.Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

3.Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (кроме игровой формы, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

4.Ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по следующим образовательным областям:

- Здоровье ( З )

- Физкультура ( ФК )

- Безопасность ( Б )

- Социализация ( С )

- Познание ( П )

- Труд ( Т )

- Коммуникация ( К )

- Художественное творчество ( ХТ )

- Чтение художественной литературы (Ч )

- Музыка ( М )

В соответствии с данными требованиями возможно применить следующую форму планирования воспитательно- образовательной работы в группе ДОУ:

1.Программно-методическое обеспечение группы (указываются Базовая Программа и перечень Парциальных Программ, по которым на основании Устава ДОУ работают педагоги в данной группе).

2.Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении образовательно- воспитательной работы (см. Приложение 1)

3.Комплексно-тематическое планирование (см. Приложение 2)

4.Перспективное годовое планирование (возможен – поквартальный вариант) по образовательным областям (с учетом Базовой и Парциальных Программ, с учетом возраста детей):

- Здоровье, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям здоровьесберегающих методик: точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (см. статью "Физминутки нам нужны - для детей они важны!" / / html ),релаксационные упражнения (см. статью "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" / / html) и т.д / / html ),релаксационные упражнения (см. статью "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" / / html) и т.д.

- Физкультура (в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям комплексов утренней и бодрящей гимнастик, подвижных игр, физминуток двигательно- речевых (см. статью "Физминутки нам нужны - для детей они важны!" / / html ) и т.д. ) / / html ) и т.д. )

- Безопасность

- Социализация

- Познание ( см. статью "Занимательные опыты для ознакомления старших дошкольников с неживой природой", /89-pre- school/ html /89-pre- school/ html

- Труд

- Коммуникация, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики (см. статью "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников" / / html) и т.д / / html) и т.д.

- Художественное творчество

- Чтение художественной литературы

- Музыка

5.Недельная циклограмма планирования ( В плане работы размещается только представленная обобщенная форма циклограммы, оформлять циклограмму еженедельно нецелесообразно, так как такая работа будет дублироваться Таблицей ежедневного планирования!), (см. Приложение 3)

6.Таблица ежедневного планирования (см. Приложение 4) и образец ее заполнения (см. Приложение 5).

Таким образом, пункты оформляются в Плане работы однократно, в начале учебного года. В дальнейшем ежедневно воспитатели заполняют только Таблицу ежедневного планирования, что значительно сокращает временные затраты на оформление документации!

ВНИМАНИЕ! Практический материал в Приложениях для составления Плана воспитательно- образовательной работы в группе ДОУ представлен на примере подготовительной к школе группы детского сада.

Приложение 1

Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении планирования образовательно- воспитательной работы с детьми 6-7 лет

Вид деятельностиБазовая образовательная область (базовый вид деятельности) Периодичность Примерная интеграция образовательных областей

Совместная образовательная деятельность взрослого и детейНепосредственная образовательная деятельностьФизическая культура3 раза

в неделюФК, З, Б, С, К, М, Т

Познание (конструктивная или познавательно- исследовательская деятельность)1 раз

в неделюП (констр.),П (познав.-исслед. деят.), П (ФЭМП), П (сенс.разв.), С, Т, К, ХТ

Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)1 раз

в неделюП(кругозор), Б, С, К, Ч, ХТ, М, Т

Познание (формирование элементарных математических представлений)2 раза

в неделюП (констр.),П (познав.-исслед. деят.), П (ФЭМП), П (сенс.разв.), С, Т, К, ХТ

Коммуникация2 раза

в неделюК, Ч, Т, ХТ

Знакомство с художественной литературой1 раз

в неделюЧ, К, М, ХТ

Художественное

творчество

Рисование1 раз

в неделюХТ, К, М, П (кругозор), Т

Художественное

творчество

Лепка1 раз

в 2 неделиХТ, К, М, П (кругозор), Т

Художественное

творчество

Аппликация1 раз

в 2 неделиХТ, К, М, П (кругозор), Т

Музыка2 раза

в неделюХТ, К, М, П (кругозор), Т

Режимные моменты Утренняя гимнастика ежедневноФК, З, Б, К, С, М

Комплекс закаливающих процедурежедневноЗ, Б, К, С

Гигиенические процедуры ежедневноЗ, Б, К, С

Бодрящая гимнастика ежедневноФК, З, Б, К, С, М

Ситуативные беседы в режимных моментах ежедневноЗ, Б, К, С, П

Познавательные беседы в режимных моментах ежедневноЗ, Б, К, С, П

ДежурстваежедневноТ, З, Б, К, С

ПрогулкиежедневноЗ, ФК, Б, К, П, С

Чтение художественной литературы в режимных моментахежедневноЧ, Б, К, С, П

Самостоят. деятельность детейИграежедневно ФК,З, Б, С, К, П, М, Ч, Т, ХТ

Самостоятельная деятельность в уголках развитияежедневноФК,З, Б, С, К, П, М, Ч, Т, ХТ

Приложение 2

Комплексно-тематическое планирование

ПериодТемаИтоговое мероприятие

1 квартал - ОСЕНЬСентябрь 1«День знаний» Групповой праздник «День знаний» (чаепитие с веселыми конкурсами и призами).

2«Русские народные промыслы»Выставка детского творчества: «Хохломские доски» (декоративное рисование по дереву).

3«Подарки природы» Выставка поделок из природного материала. Познавательная беседа «Лесные загадки».

4«Прогулки по Петербургу» Выставка детского творчества: «Осень в Летнем саду» (рисование).

Октябрь1«Моя улица» Выставка детского творчества: «Моя улица» (аппликация, рисование). Викторина «Правила дорожного движения» (с веселыми конкурсами и призами).

2«Веселая математика» Вечер математических развлечений.

3«Здоровый образ жизни» Познавательная беседа «Растем здоровыми».

4«Осень»Праздник Осени.

Ноябрь1«День народного единства»Вечер развлечений « Моя Родина – Россия».

2«Сказки Корнея Ивановича Чуковского»Выставка детского творчества: «Чудесное дерево» ( рисование + аппликация ). Викторина «Сказки Чуковского» (с веселыми конкурсами и призами).

3«Путешествие капельки воды»Выставка детского творчества: « Рыбы – водные жители» (рисование, лепка, аппликация, оригами). Познавательная беседа «Круговорот воды в природе».

4«Русские народные сказки»Выставка детского творчества:

«Русские народные сказки» (рисование, лепка, аппликация, оригами).

2 квартал - ЗИМАДекабрь 1«Сказки Пушкина» Вечер развлечений «Там, на неведомых дорожках…»

2«Зимние виды спорта» Выставка детского творчества: «Зимние виды спорта» (рисование, лепка, аппликация).

3«Новый год»Новогодний праздник.

4«Веселые мастерские» Изготовление Новогодних открыток.

Новогоднее украшение группы

Январь2«Портрет, пейзаж, натюрморт»Выставка детского творчества: «Зимний пейзаж» (рисование).

3«Неделя сказки»КВН « Сказка» ( русские народные, авторские и зарубежные сказки). Выставка детского творчества: « Волшебные птицы» (рисование + аппликация).

4«Мой любимый город Санкт-Петербург»Вечер развлечений «Экскурсия по Санкт-Петербургу».

Февраль1«Зима» Познавательная беседа «Зима – волшебница».

2«Неделя книги»Выставка любимых домашних книг.

3«День защитника Отечества»Вечер развлечений «Папин праздник». Изготовление праздничных открыток.

4«Физкультура и спорт» Вечер спортивных развлечений «Папа, мама, я – спортивная семья». Выставка детского творчества:

«Спортивные игры» (рисование, аппликация)

3 квартал - ВЕСНАМарт1 «Международный Женский день»Праздник «Концерт для мам и бабушек». Изготовление праздничных открыток.

2«Растения вокруг нас» Выставка детского творчества: «Цветы» (аппликация, оригами).

3«Мир насекомых» Выставка детского творчества:

«Бабочки» (рисование, лепка, аппликация, оригами).

4«Птицы»Выставка детского творчества:

«Павлин» » (рисование, лепка, аппликация, оригами).

Апрель1«Планета Земля»Вечер музыкальных развлечений «Космическое путешествие».

2«День космонавтики» Выставка детского творчества: «Космос» (рисование, лепка, аппликация).

3«Основы безопасности жизнедеятельности»Вечер развлечений: «Правила безопасного поведения в разных жизненных ситуациях».

4«Весна»Познавательная беседа «Весна идет, весне дорогу!»

Май1«День Победы» Встреча с ветеранами. Концерт для ветеранов.

2«Моя семья»Выставка совместных работ родителей и детей «Генеалогическое дерево моей семьи».

3«До свидания, Детский сад! Здравствуй, Школа!» Праздник «До свидания, Детский сад!».

4«Виват, Санкт-Петербург» Праздник «Виват, Санкт- Петербург».

Приложение 3

Циклограмма планирования образовательно- воспитательной деятельности в подготовительной к школе группе

Режимный момент ПонедельникВторник СредаЧетвергПятница

УтроСитуативная беседа –

Здоровье / Физкультура Ситуативная беседа –

Безопасность/ Социализация Ситуативная беседа –

Художественное творчество / ТрудСитуативная беседа –

Коммуникация/ Чтение художественной литературы Ситуативная беседа –

Музыка / Познание

Утренняя гимнастика

( Комплекс ….. )Утренняя гимнастика

( Комплекс ….. )

Индивидуальная работа – Коммуникация Индивидуальная работа – Художественное творчество

( рисование) Индивидуальная работа – Познание (ФЭМП) Индивидуальная работа – Познание (кругозор, конструкт. или познават.-исследоват.

деятельность) Индивидуальная работа – Художественное творчество

(лепка/аппликация)

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственная образовательная

деятельностьПознание ( кругозор)Познание (ФЭМП) Коммуникация Познание (ФЭМП) Физическая культура

Художественное творчество

( рисование)Знакомство с худож.

литературойПознание (конструкт. / познават.- исслед.

деятельность) Художественное творчество

(лепка/аппликация) Коммуникация

Музыка Физическая культура

( на улице)Музыка Физическая культура

Прогулка

1Наблюдение в природе Наблюдение в природе Наблюдение в природе Наблюдение в природе Наблюдение в природе

Подвижная играПодвижная играПодвижная игра Подвижная игра Подвижная игра

Индивидуальная работа по развитию движений Индивидуальная работа по развитию движений Индивидуальная работа по развитию движений Индивидуальная работа по развитию движений Индивидуальная работа по развитию движений

Трудовые порученияТрудовые порученияТрудовые порученияТрудовые порученияТрудовые поручения

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей

ВечерБодрящая гимнастика

(комплекс ……), закаливающие и гигиенические процедуры Бодрящая гимнастика

(комплекс ……), закаливающие и гигиенические процедуры

Познавательная беседа – ФК / ЗПознавательная беседа – С / БДосуг

музыкальный или

физкультурный Познавательная беседа – Т / КПознавательная беседа – П / ХТ

Игра- –дидактические, настольно-печатные, развивающие игрыИгра- конструктивные игрыИгра - творческие,

режиссерские игрыИгра- театрализованные игрыИгра –

сюжетно-ролевая игра

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей

Чтение художественной литературыЧтение художественной литературы Чтение художественной литературыЧтение художественной литературы Чтение художественной литературы

Прогулка

2Самостоятельная деятельность детей +

спортивные игры Самостоятельная деятельность детей +

игры с природными материалами Самостоятельная деятельность детей +

спортивные игры Самостоятельная деятельность детей +

игры с природными материалами Самостоятельная деятельность детей +

спортивные игры

Работа с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня.

2.Консультации по мере необходимостиРабота с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня.

2.Консультации по мере необходимостиРабота с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня.

2.Консультации по мере необходимостиРабота с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня.

2.Консультации по мере необходимостиРабота с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня.

2.Консультации по мере необходимости

Приложение 4

Ежедневное планирование

_________________________ «____»___________________ ______20__________

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Образовательная деятельность в режимных моментахУтроСитуативная беседа:

Утренняя гимнастика, Комплекс

Индивидуальная работа:

Самостоятельная деятельность детей

Прогулка 1Наблюдение в природе:

Подвижная игра:

Индивидуальная работа:

Трудовые поручения:

Самостоятельная деятельность детей

ВечерБодрящая гимнастика, Комплекс. Закаливающие и гигиенические процедуры.

Познавательная беседа/досуг:

Игра:

Самостоятельная деятельность детей

ЧХЛ:

Прогулка 2 Самостоятельная деятельность детей +спортивные игры/игры с природным материалом:

Работа с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня

2.Консультации по мере необходимости

Непосредственная образовательная деятельность

Создание условий для самостоятельной детской деятельности (предметно- развивающая среда)

Взаимодействие с семьей

Приложение 5

Ежедневное планирование

Четверг «13» октября 2011 г.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Образовательная деятельность в режимных моментахУтроСитуативная беседа:

Правила разговора по телефону.

Утренняя гимнастика, Комплекс 3

Индивидуальная работа:

Аня, Рома, Маша – признаки времен года

Самостоятельная деятельность детей

Прогулка 1Наблюдение в природе:

Разнообразие цвета и формы осенних листьев

Подвижная игра:

«Ловишки с ленточками»

Индивидуальная работа:

Артем, Вероника – учить метать на дальность

Трудовые поручения: Подготовка мячиков для метания, ленточек для игры

Самостоятельная деятельность детей

ВечерБодрящая гимнастика, Комплекс 3. Закаливающие и гигиенические процедуры.

Познавательная беседа/досуг:

Для чего нужна людям математика?

Игра:

Настольный театр «Три поросенка»

Самостоятельная деятельность детей

ЧХЛ: Сказки

«Три медведя», «Волк и семеро козлят»

Прогулка 2 Самостоятельная деятельность детей +спортивные игры/игры с природным материалом: строим из природного материала домики для трех поросят.

Работа с родителями –

1.Индивидуальные беседы по итогам дня

2.Консультации по мере необходимости

Непосредственная образовательная деятельностьПознание (ФЭМП): Закрепление решения арифметических примеров в пределах 10. Знакомство с числами 2- ого десятка.

ХТ, Аппликация: «Бабочка». Закреплять навык криволинейного, симметричного вырезывания.

Музыка: по плану музыкального руководителя –Создание условий для самостоятельной детской деятельности (предметно- развивающая среда)Внесение в предметно-развивающую среду: 1. Иллюстрации бабочек

2. Плакат «Числа 2-ого десятка»

Взаимодействие с семьей Рекомендации по закреплению навыков устного счета.