Методика работы с одарёнными учащимися
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества
Общие принципы обучения
– Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся
– Принцип индивидуализации и диф ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме
– Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям ода ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям
Приоритетные цели обучения – развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при менение оно будет иметь); – развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при менение оно будет иметь); – создание условий для развития творческой личности; – создание условий для развития творческой личности; – развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуаль ного своеобразия его возможностей); – развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуаль ного своеобразия его возможностей); – обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся – обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
I. Технология проблемного обучения. I. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. (проблемной) задачи.
Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа: Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа: 1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно- следственных связей; 1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно- следственных связей; 2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; 2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; 3)доказательство гипотезы, в процессе которого у чащиеся переформулируют вопрос или задание; 4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления. 3)доказательство гипотезы, в процессе которого у чащиеся переформулируют вопрос или задание; 4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
2. Методика обучения в малых группах. 2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно п рименяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наибоее эффективное. Эта методика наиболее эффективно п рименяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наибоее эффективное.
3.Технология проективного обучения 3.Технология проективного обучения В основе системы проектного обучения леж ит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирова ния - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. В основе системы проектного обучения леж ит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирова ния - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.
4.Спецкурсы. 4.Спецкурсы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.
Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками.
. Формы работы с одаренными учащимися:. Формы работы с одаренными учащимися: - творческие мастерские; - творческие мастерские; - факультативы; - факультативы; - кружки по интересам; - кружки по интересам; - конкурсы; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - участие в олимпиадах; - спецкурсы; - спецкурсы; - работа по индивидуальным планам; - работа по индивидуальным планам; - занятия в профильных классах. - занятия в профильных классах.
1.Повышение качества образования основного и дополнительного блока. 1.Повышение качества образования основного и дополнительного блока. 2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание». 2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание». 3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию. 3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию. 4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 5. Издание исследовательских работ учащихся. 5. Издание исследовательских работ учащихся. 6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми 6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми