Ситуация в школе В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета. - у 3540% из них не развита мелкая моторика, - у 60% – устная речь - у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность 2 НО
Готовность детей к обучению в школе (результаты анкетирования учителей – федеральный эксперимент по обновлению содержания начального образования гг.) Уровеньнизкий (% уч-ся) средний высокий понимания объяснений на уроках 20,247,330,8 организации своей деятельности на уроках 21,448,530,1 общения детей друг с другом13,352,634,1 общения со взрослыми12,85037,2 тревожности на уроках51,235,49,9 3
От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает млрд рублей ежегодно. 4
"Предшкольное образование" - образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения. 5
«Для повышения доступности качественного общего образования необходимо максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста» 6
Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования. линия формирования произвольного поведения линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) 9 линия мотивационной готовности
1010 1) готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.); 2) готовит детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.) одновременно решает две задачи:
Требования к предшкольному образованию в ОС «Школа 2100» - ведущая игровая деятельность (в гг. идет эксперимент по созданию образовательных технологий, преемственных с начальной школой) - личностно-ориентированное познавательное и социально-личностное развитие ребенка (наша идея: обеспечивать ребенку образование только по тем направлениям познавательного развития, по которым он еще не достиг уровня готовности к обучению в школе). 1
игровые технологии - конкретные приемы и средства дидактической игры, используемые в образовательном процессе. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.). Технологии образования старших дошкольников должны быть преемственны к начальной школе (проблемно- диалогическая технология, технология чтения текста) 1212
Сборник 1.Концепция предшкольного образования. 2.Формы организации и общие подходы к содержанию предшкольного образования. 3.Карты программных требований по основным линиям познавательного развития (речевое, введение в математику и пр.) 4. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников 5. Методические рекомендации по проведению занятий (4 направления, 28 занятий в каждом) 6. Материалы для родителей (анкеты, диагностика, советы и рекомендации) 7.Приложения (материалы по лепке, аппликациии конструированию, «Синтезу искусств». Список пособий) 1313 Программно-методические материалы в помощь педагогам и родителям Материалы сборника в первую очередь предназначены для педагогов, занимающихся с детьми, не посещающими ДОУ, и для их родителей.
1414 Социально-личностному (см. курс М. Корепановой); Когнитивному (познавательному – см. программу «Детский сад 2100»); Речевому (см. курс риторики З.И. Курцевой; пособие «Предшкольное образование»)…
3. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу. 2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала; превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности; привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья. 1.Нормализация учебной нагрузки: отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста; разработка комплексных диагностик развития ребенка и готовности к школьному обучению; приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития; подготовка педагогов (дошкольных и школьных) к образованию детей старшего дошкольного возраста, разработка методик и диагностик для родителей. 15
3) Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом. 16 2) Профессиональное владение соответствующими методиками и технологиями, умение реализовывать содержание по принципу мини-макса.. 1) Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.
разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации; пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием; помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами). 17