Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательного статуса детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.
Система физкультурно - оздоровительных мероприятий Задачи физического развития Оздоровительные: - охрана жизни и укрепление здоровья - обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма - всестороннее физическое совершенствование функций организма - повышение работоспособности и закаливание Образовательные: - формирование двигательных умений и навыков - развитие физических качеств - овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные: - формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями - разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) Средства физического развития Физические упражненияПриродно-экологические факторы Психогигиенические факторы Методы физического развития Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесные: - объяснения, пояснения, указания - подача команд, распоряжений, сигналов - вопросы к детям - образный сюжетный рассказ, беседа - словесная инструкция Практические: - повторение упражнений без изменения и с изменением - проведение упражнений в игровой форме - проведение упражнений в соревновательной форме
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (Д А) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно - двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируется мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.
Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы.
Прыжки - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно - мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.
Методически правильное применение различных сочетаний основных движений на разных этапах обучения предусматривает использование адекватных способов выполнения упражнений и организации детей. Активная двигательная деятельность детей при этом должна достигать 60-80% всего времени занятия.
Целесообразное распределение физиологической нагрузки и формирование у детей прочных умений и навыков на занятиях по физической культуре оказывает существенное влияние на улучшение количественных и качественных показателей выполнения основных движений, являющихся свидетельством хорошего усвоения их детьми, а также сформированности мотивационно-потребностной сферы и произвольного поведения, которое выражается в проявлении воли, выдержки, выносливости, терпения, смелости, целеустремленности и настойчивости.
Двигательная активность является важнейшим качеством личности. У дошкольников данная двигательная активность формируется постепенно. Даже при поступлении детей в школу данное качество остается еще на невысоком уровне. При целенаправленной систематической работе, применяя разнообразные виды движений, упражнения, игры с правилами, занятия можно наблюдать повышение показателей, которые характеризуют двигательную активность.
В повышение двигательного статуса детей важное значение имеет создание благоприятной предметно - развивающей и физкультурно - оздоровительной среды.
Созданная в мини - центре предметно развивающая среда включает зоны двигательно - игровой деятельности : для выполнения разных видов прыжков, метаний, лазания, подлазания, что позволяет более эффективно совершенствовать двигательный статус дошкольников.
ВЫВОДЫ: Двигательная активность дошкольника, должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Необходима организация детской двигательной активности, ее разнообразия и выполнения основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного статуса дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Формирование двигательного статуса имеет важное значение для развития личности ребенка.