Межшкольный педагогический совет по теме
«Проектирование современного учебного занятия в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта»
Присутствовали: учителя МОУ «Ракитянскокая средняя общеобразовательная школа 2 имени А.И. Цыбулёва»,
МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»,
МОУ «И-Кошарская средняя общеобразовательная школа»,
МОУ «Бориспольская начальная общеобразовательная школа»,
МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»
(Явочный лист прилагается)
Форма проведения: проблемная деловая игра
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи
Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушать мнение коллег)
Слайд с темой
Предположите, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Уважаемые участники межшкольного педагогического совета! Сформулируйте для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько человек).
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах)
Результат работы групп. 1-2 минуты
ККомпетентность Критичность Креативность Культура ООрганичность, основательность Отдача, оптимальноОткрытие
Ответственность Образованный, осознанный Ммоделирование мотивацияметодикамастер ФФантазияформирование функциональныйфундамент ООтдых, осмысленный Открытие, организованный обучениеОпора, озарениеР РадостьразвитиеРост Результат, рефлексияТТепло Творчество Талант темпВы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.
Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего педсовета?
Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.
Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.
Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Учитель должен проанализировать каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Задание: изучить матрицу анализа урока с уровневыми показателями оценки. Проанализировать предложенный урок по данной матрице.
Практическое занятие. Как итог (закрепление) вам предстоит провести анализ урока, предложенного учителем начальных классов, заместителем директора по УМР Скирденко М.Н. В процессе проведения урока участники заполняют матрицу анализа урока. В результате получится диаграмма, характеризующая уровень готовности учителя к проектированию урока в контексте реализации требований ФГОС. Следует иметь в виду, что в ходе урока могут быть умышленно использованы элементы традиционного урока.
Подведение итогов работы
Так что же для нас современный урок? Предлагаем каждой группе сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания к понятию «современный урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.
И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку,
каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: