Системно - деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г.Белинский
Принятие новых стандартов – это признание системно- деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985 г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки ( таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов ) и деятельностного, который всегда был системным ( его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Ф. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Н. Ананьев и многие др. исследователи ).
ФГОС пункт 7 гласит : « В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет : - воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества ; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования ; - ориентацию на результаты образования ( развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий ), что означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле : « деятельность – личность », т. е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности. Целью деятельностного подходаявляется воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить? ( обновление содержания ) Как учить? ( обновление средств обучения ) Ради чего учить? ( ценности образования )
Для этого нужно ответить на 3 вопроса : - Зачем учить ( цель )? - Чему учить ( изменение содержания )? - Как учить ( изменение методики )?
« Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения ». Георг Лихтенберг ( немецкий писатель и высоко образованный человек ).
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться », толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности ; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Позиция учителя : к классу не с ответом ( готовые знания, умения, навыки ), а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира, ( в специально организованных для этого условиях ).
Учебная задача задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность управляемый учебный процесс. Учебное действие действие по созданию образа.
Образ слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие я умею ! У меня получится ! Эмоционально - ценностная оценка Я считаю так то …. ( формирование мировоззрения ).
Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом « минимакса » ( А. А. Леонтьев ) мы достигаем сочетания курса биологии для всех ( сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании ) и курса биологии для каждого ( разнообразные знания, которые могут усвоить школьники ).
Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному « открытию » знаний, т. е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы На дом ребятам может быть задано : чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера.