Влияние порядка рождения и состава семьи на развитие эмоционального интеллекта А.А. Панкратова МГУ имени М.В. Ломоносова Факультет психологии, кафедра психогенетики Молекулярно-генетический проект Руководитель – проф. М.С. Егорова
Объект исследования Эмоциональный интеллект (ЭИ) как способность управлять эмоциями. Иерархическая модель способностей Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо (Matthews, Zeidner, Roberts, 2004): 1. Идентификация эмоций. 2. Эмоциональное содействие мышлению. 3. Понимание эмоций. 4. Управление эмоциями. Тест MSCEIT, адаптация Е.А. Сергиенко (Сергиенко, Ветрова, 2009).
Предмет исследования Средовые факторы как причина индивидуальных различий. Анкета: Возраст родителей на момент рождения ребенка. Образование родителей. Полная/ неполная семья. Проживание со старшим поколением/ без него. Количество, пол и возраст сиблингов.
Выборка Курсанты Военного университета Министерства обороны РФ. 260 человек. Пол – мужской. Возраст испытуемых – от 16 до 26 лет. Возраст матери на момент рождения ребенка – от 16 до 41 года. Возраст отца на момент рождения ребенка – от 18 до 56 лет. Образование родителей – высшее, среднее специальное, среднее профессиональное, полное среднее, 9 и менее классов. Количество сиблингов – от 0 до 6 (количество детей в семье – от 1 до 7 соответственно). Разница в возрасте с ближайшим сиблингом – от 0 до 17 лет.
Гипотезы Закономерности для академического интеллекта (Думитрашку, 1992; Андреева, 1994): 1. Снижение интеллекта при увеличении порядкового номера рождения ребенка. 2. Ослабляют эффект порядка рождения: высокий социо-экономический статус семьи (образование родителей); более старший возраст родителей на момент рождения ребенка; большие интервалы между рождениями детей. 3. Состав семьи: неполная семья и большое количество детей – более низкие показатели; сиблинг мужского пола больше стимулирует интеллектуальное развитие; проживание со старшим поколением не влияет на интеллект.
Методы математической обработки Проверка распределения изучаемого признака на нормальность – критерий Колмогорова-Смирнова Преобразование распределения в стандартное z- распределение Проверка различий между группами – T-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ Проверка связей между переменными – коэффициент корреляции Спирмана
Результаты 1. Порядок рождения: единственные дети (66), первые (80), вторые (84), третьи (15), четвертые (2), пятые (1), шестые (1). Подгруппы единственных детей в семье, первых и вторых по порядку рождения не отличаются друг от друга по уровню ЭИ. Разная структура корреляций ЭИ с академическим интеллектом и личностными чертами.
Дополнительные методики 1. Академический интеллект: тест Векслера, субтесты «Осведомленность» и «Поиск символов». 2. Личностная сфера: методика «Уровень субъективного контроля»; опросник сознательной саморегуляции поведения В.И. Моросановой; опросник CISS «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; опросник Айзенка; и другие.
Единственные дети Общий балл РаспознаваниеСодействиеПониманиеУправление Методика «Уровень субъективного контроля» Шкала общей интернальности0,357**0,405*0,306* Достижения0,285*0,323* Неудачи0,373**0,353* Семейные отношения0,292*0,362** Межличностные отношения0,407**0,353*0,295*0,285* Опросник сознательной саморегуляции поведения В.И. Моросановой Моделирование0,387**0,308*0,385** Программирование0,322* Оценивание результатов0,275*0,273* Гибкость0,332*0,348* Общая саморегуляция0,315*0,383** Опросник CISS – копинг-поведение в стрессовых ситуациях Ориентация на решение проблем0,418**0,383**0,359**0,325* Социальное отвлечение0,286*0,399** Опросник Айзенка Экстраверсия0,481**0,280*0,390**0,559** Нейротизм-0,459**-0,431**-0,434**-0,400** Психотизм Субтесты Векслера Осведомленность (сумма правильных ответов, жесткий критерий)0,564**0,295*0,288*0,605**0,569**
Первые дети Общий балл РаспознаваниеСодействиеПониманиеУправление Методика «Уровень субъективного контроля» Шкала общей интернальности0,243*0,316** Межличностные отношения0,290* Опросник сознательной саморегуляции поведения В.И. Моросановой Программирование-0,280* Оценивание результатов0,279*0,260*0,332** Общая саморегуляция-0,251* Опросник CISS – копинг-поведение в стрессовых ситуациях Ориентация на избегание-0,350**-0,339**-0,262* Отвлечение-0,348**-0,266*-0,327** Социальное отвлечение-0,287*-0,252*-0,373** Опросник Айзенка Субтесты Векслера Осведомленность (сумма правильных ответов, жесткий критерий)0,391**0,266*0,526**
Вторые дети Общий балл РаспознаваниеСодействиеПониманиеУправление Методика «Уровень субъективного контроля» Опросник сознательной саморегуляции поведения В.И. Моросановой Опросник CISS – копинг-поведение в стрессовых ситуациях Ориентация на эмоции-0,284* Ориентация на избегание-0,251* Отвлечение-0,233*-0,248* Опросник Айзенка Нейротизм-0,329** Психотизм-0,259* Субтесты Векслера Поиск символов (сумма правильных ответов)0,266*
Результаты 2. Отсутствие эффекта установлено для детей, родители которых имеют дополнительное образование после школы (высшее, среднее специальное, среднее профессиональное). Среди профилей образования среднее профессиональное образование отца – наиболее благоприятно для развития способности управлять эмоциями.
Результаты 3. Для курсантов с более взрослыми родителями на момент их рождения (матери от 31 до 41 года, отцу от 31 до 56 лет) характерен более высокий уровень развития способности распознавать эмоции. Мать: 16-20, 21-25, 26-30, год. Отец: 18-22, 23-25, 26-30, лет.
Результаты 4. Курсанты с большей разницей в возрасте до ближайшего сиблинга (11-17 лет) имеют более высокие показатели по эмоциональному содействию мышлению. Разница в возрасте: 0-4, 5-10, лет.
Результаты 5. Состав семьи – ни один из факторов не выявил значимых различий между курсантами по ЭИ. На уровне тенденции: курсанты с двумя сиблингами превосходят курсантов с одним сиблингом по распознаванию эмоций; лучше понимают эмоции те курсанты, у кого есть братья или братья и сестры, по сравнению с теми, у кого есть только сестры.
Выводы Как для академического интеллекта, так и для ЭИ: Не установлен эффект порядка рождения при высоком уровне образования родителей. Более высокий уровень интеллекта у респондентов с более взрослыми родителями и с большей разницей в возрасте с сиблингами. Проживание, помимо родителей, со старшим поколением не влияет на интеллектуальное развитие. В отличие от академического интеллекта: ЭИ не чувствителен к факторам: неполная семья, большое количество детей в семье. Для развития ЭИ важно наличие двух сиблингов и сиблинга сходного пола.