Предпринимательский риск В рамках проекта «Учебная фирма». Экономика 10 класс. Учитель истории, обществознания, экономики Василёнок В.В. МОУ СОШ 36 г. Калининград
Что такое предпринимательский риск Предпринимательский риск – это вероятность потери предпринимателем прибыли, дохода или имущества в результате предпринимательской деятельности.
Предпринимательский риск Осуществление предпринимательства в условиях изменчивости экономической среды в его любом виде связано с риском. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.
Основные виды потерь Материальные потери – незапланированные материальные расходы, прямые потери в стоимостном и физическом выражениях. Трудовые потери – потери рабочего времени в результате непредвиденных обстоятельств. Финансовые потери происходят в результате перерасхода денег, незапланированных выплат, обесценивания ценных бумаг, хищений, а также при инфляции, изменении валютных курсов и др.
Основные виды потерь Специальные потери – проявляются в нанесении ущерба здоровью сотрудников, окружающей среде, имиджу фирмы. Стоимость таких потерь трудно, а часто невозможно определить.
Основные факторы потерь Наименование фактораСодержание фактора 1. Внешние факторы Политические Стихийные бедствия Нестабильность экономических партнерских связей Затруднения в выборе предпринимательской деятельности Рост ограниченности ресурсов 2. Внутренние факторы (связаны с конкретной предпринимательской деятельностью) Снижение объема производства и реализации продукции Снижение цен реализации Повышение закупочных цен ресурсов Перерасход сырья и материалов Перерасход фонда заработной платы
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Причины предпринимательского риска возможность природных и техногенных катаклизмов, возможность изменений экономической и политической ситуации в стране, непредсказуемость поведения деловых партнеров, неполнота информации.
В зависимости от основной причины возникновения рисков можно выделить разные виды предпринимательских рисков: производственный риск – потери предпринимателя, обусловленные сокращением объемов производства продукции, ухудшением ее качества, ростом материальных и трудовых затрат; коммерческий риск – потери, возникающие в процессе реализации товаров и услуг; финансовый риск – потери, связанные с изменениями условий кредита, колебаниями валютных курсов и стоимости ценных бумаг, с неплатежеспособностью должников, непредвиденными затратами (из-за инфляции), ростом налогов, ростом цен на поставляемые материалы;
В зависимости от основной причины возникновения рисков можно выделить разные виды предпринимательских рисков: природно-естественные риски, экологические – финансовые потери, вызванные стихийными бедствиями, экологическими катастрофами, вероятность нанесения вреда окружающей среде; политические риски связаны с возможными изменениями курса правительства, сменой приоритетов в его деятельности.
Причины возникновения предпринимательского риска говорят о его определенной неизбежности. Избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но можно уменьшить степень риска.
Управление риском (риск-менеджмент) состоит в прогнозировании неблагоприятных событий и принятии мер, до некоторой степени предупреждающих негативные последствия этих событий.
Процесс управления риском 1. Установление риска – выявление источников опасности. 2. Оценка риска – оценка вероятности возникновения опасности, прогнозирование вероятных потерь. 3. Уменьшения степени риска – реализация комплекса специальных мер в целях минимизации ущерба.
SWOT-анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT-анализ Внутренняя среда Внешняя среда
Пример
Пример
Резюме SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT-анализ позволит вам выбрать оптимальный путь развития вашего бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет вам определить, какие шаги могут быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие проблемы вам необходимо срочно решить.