Мне сегодня приснилась мама… До чего же была красивой! Словно ангел спустился из Храма, И всё вспомнилось с новой силой. Говорила, что очень любит, Что молилась я не напрасно, Обещала, что помнить будет, Убеждала - не плакать часто. Я спросила: «Ну как ты, мама? Замирало сердце в надежде. Отвечала: «Скажу без обмана, Мне там легче, чем было прежде». Моё сердце с болью сжималось, Я просила не разлучаться, Но всё чаще она повторяла, Что не может дольше остаться. В синем небе простор и блаженство, Нет обиды, нет боли, нет грусти. Небеса – само совершенство, И Они её не отпустят. Я хотела остаться с нею, Умоляла в своём стремленье. Я хотела покинуть землю… Но она улыбалась: «Не время». В синем небе звезда сияла, И пора нам было прощаться. Мама крылья свои расправляла… Не хотела я просыпаться автор: Надежда Ковалёнок
– Приключения Робинзона Крузо
nika1, 29 апреля 2012Сложность: 5 Номер: 1704
Эта викторина посвящена известной книге Даниэля Дефо - "Приключения Робинзона Крузо"
1.Где родился Робинзон Крузо?
В Йорке
В Лондоне
В Амстердаме
В Портсмуте
2.Какой артист НЕ снимался в роли Робинзона Крузо?
Леонид Куравлев
Пьер Ришар
Жерар Депардье
Том Хэнкс
3.Под какую культуру определил Робинзон большую часть своей земли?
Под кукурузу
Под картофель
Под сахарный тростник
Под кофе
4.В какой день Робинзон Крузо впервые ступил один на необитаемый остров?
15 ноября
30 сентября
Робинзон Крузо не знал
В книге дата не указана.
5.Как Робинзон Крузо назвал остров, на котором он оказался?
Остров Отчаяния
Остров Невезения
Остров Свободы
Никак
6.Где побывал Робинзон Крузо во второй части романа?
на Огненной Земле
в Антарктиде
в Южной Африке
в Сибири
7.Существует ли реально остров Робинзона Крузо?
Да
Нет
8.Чего боялся Пятница?
Диких животных
Воды
Огня
Выстрелов ружья
9.Что заставило Робинзона Крузо строить дом и выселиться из пещеры?
пещерный медведь
землетрясение
наводнение
летучие мыши
10. Сколько времени Робинзон Крузо пробыл на острове?
8 лет, 8 месяцев и 8 дней
28 лет, 2 месяца и 19 дней
30 лет, 4 с половиной месяца и 23 дня
11 лет
ответы:
1-1, 2-3, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-1, 8- 4, 9-2, 10-2.
Даниель Дефó (англ. Daniel Defoe; родился под именем Daniel Foe; ок ) английский писатель и публицист, известен сегодня главным образом как автор романа «Робинзон Крузо» (таково принятое в научном литературоведении и издательской практике сокращенное название первой книги трилогии о Робинзоне).
Д. Дефо родился в 1660 или 1661 году в Лондоне. Его отец был по профессии мясником, по вероисповеданию пресвитерианином. Рано пробудившаяся в Даниеле страсть к чтению, вызванная его любознательностью, вызывала у его матери серьёзные опасения за будущее сына, но отцу давала надежду, что мальчик со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Мать с этим мнением не соглашалась, так как Даниель увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений. Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил в контору одного богатого торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниеля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Однако, не имея ни малейшей склонности к коммерческой деятельности, года через три он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи по вопросам, волновавшим общество, в одном из политических журналов. Лет двадцати Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований. С наступлением более благоприятных времен, со вступлением на престол Вильгельма Оранского, Дефо вернулся к литературной деятельности. Когда народ начал роптать, что на престол посадили чужестранца, Даниель Дефо написал сатирическое стихотворение «Истинные англичане», в котором показал, что вся английская нация состоит из смеси различных племен, и поэтому нелепо смотреть неприязненно на безупречного во всех отношениях короля только потому, что он родился не в Англии, а в Голландии. Это стихотворение наделало много шума при дворе и в обществе. Вильгельм пожелал видеть автора и сделал ему довольно значительный денежный подарок. В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров» (диссентерами в Англии назвали инакомыслящих протестантов). В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против «сектантов», и лишь позже осознали действительный смысл сатиры. Парламент признал его мятежником, приговорил его к денежному штрафу, к выставлению у позорного столба и к тюремному заключению. Но восторженный народ усыпал ему путь к позорному столбу цветами и устроил овацию. Во время своего пребывания в тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» и сумел издавать журнал «Обозрение». Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. По поручению министра Гарлея отправился в Шотландию с дипломатической миссией подготовить почву для объединения Шотландии с Англией. Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу. По вступлении на английский престол Ганноверского дома Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике. После освобождения из заключения Даниель Дефо издает «Робинзона Крузо». Эта книга вышла в 1719–1720 годах. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. Но сюжет романа писатель взял из жизни. Жители Англии на рубеже XVII–XVII веков неоднократно могли слышать от моряков рассказы о людях, живших более или менее продолжительное время на различных необитаемых островах. Но ни одна история в этом роде не привлекла к себе столько внимания как история шотландского матроса Александра Селкирка, который жил на необитаемом острове в полном одиночестве четыре года и четыре месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль. История Селкирка и послужила важнейшим источником для «Робинзона». Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Весь роман проникнут идеями прославления разума, оптимизмом и проповедью труда.
Книга о Робинзоне Крузо состоит из трёх томов: 1-й 1719 г. («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»), 2-й 1719 г. («Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим»), 3-й 1720 г. («Серьезные размышления Робинзона Крузо в ходе его жизни и удивительных приключений; с изложением его видения ангельского мира»). Третья часть эпопеи не художественное произведение, а скорее эссе на социально-философские и духовные темы. Ободренный успехом «Робинзона», Дефо написал еще множество других сочинений в том же духе: «Морской разбойник», «Полковник Джек», «Путешествие вокруг света», «Политическая история дьявола» и другие. Всего Дефо написал более двухсот книг и брошюр, пользовавшихся успехом у современников. Но несмотря на это, он, подобно другим талантам, жил и умер в нужде в Лондоне. Ранние биографы Дефо рассказывают, что надгробная плита, установленная на его могиле в XVIII веке имела скромную, но многозначительную надпись: «Даниель Дефо, автор Робинзона Крузо. Умер 24 апреля 1731 года на 70-м году от рождения
Разработка урока – ситуации по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» в технологии КИМ (коллективно- индивидуальной мыследеятельности).
1.Организация целевого пространства.
1.1.Слово учителя и рассказ об авторе, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.
-Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». Хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.
-Что особенно поразило вас в романе?
-Какие чувства вы испытывали, читая произведение?
-Какой эпизод вам запомнился больше всего и почему?
Выслушиваются мнения, отзывы учащихся. Учитель предлагает проблемную ситуацию для работы на уроке.
Благодаря чему удалось выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове: своему характеру или сложившимся обстоятельствам?
1.2.Определение целей.
-Что нам предстоит осознать?
В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:
-цель мировоззренческую: осознать, что нужно верить в собственные силы, в свои неисчерпаемые возможности.
-цели предметные: осмыслить драматизм борьбы Р.Крузо за существование на необитаемом острове и драматизм духовной жизни;
определить собственное отношение к герою, ситуации, в которой он оказался;
понять позицию автора;
уяснить роль деталей, роль повествования от первого лица.
1.3.Проектирование результата.
Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.
1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, найденные ребятами, вопросы, направляющие мыследеятельность).
2.Организация поискового пространства.
1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска-словари, текст).
2.Определение способов деятельности:
*работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;
*найти значение слов: «остров», «труд», «разум», «дикарь»;
*процесс построения Древа понятия к слову «характер»;
*рисунки детей, каждая группа рисует свой проект жилища Р.Крузо и защищает его, чей окажется точнее?
*работа по вопросам, направляющим мыследеятельность;
*индивидуальные задания группам:
Найти значимые детали, объяснить их художественный смысл- 1 группа.
Каковы роли Р.Крузо? Зачем автор изображает его в нескольких ролях?- 2 группа.
Почему повествование ведется от первого лица? Для чего включается в повествование еще и дневник Р.Крузо?- 3 группа.
Что вы можете сказать о композиции произведения?- 4 группа.
3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.
1.В чем драматизм борьбы Р.Крузо за свое существование на необитаемом острове?
1.1.Кораблекрушение, поселение на неизвестном острове.
1.2.Процесс открытия и исследования нового мира.
1.3.Труд Робинзона Крузо.
1.4.Неожиданные встречи, находки, странные происшествия.
2.Почему Робинзон не одичал, не обезумел, а сохранил человеческий облик и даже многому научился?
3.Что он обретает?
4.Какие проблемы автор ставит в романе?
4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.
5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.
Роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» считается первым романом нового времени, в котором нашли воплощение все популярные просветительские идеи. В произведении видна установка просветителей на проведение «художественного эксперимента». Робинзон Крузо попадает на остров Отчаяния, где проводит 27 лет
Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с природой, быть «естественным человеком», подчинять страсти, чувства (отчаяние, ярость, страх) разуму. Робинзон Крузо выдерживает помимо драматизма борьбы за существование драматизм духовной жизни: борьбу между суеверием, страхом и здравым смыслом.
Повествование ведется от первого лица. Этот прием также часто использовали просветители. Робинзон Крузо не только описывает свои приключения, но одновременно анализирует свое поведение, поступки, рассказывает о своих чувствах в различных ситуациях.
Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.
Автор изображает Крузо в нескольких ролях (пассажира корабля, промышленника, раба, плантатора, труженика, губернатора и т. д.), чтобы показать трудовую деятельность героя и то, как ему удается сохранить человеческий облик.
Для просветителей важными являются детали, через которые раскрывается характер героя в различных ситуациях. Например, найденная шкатулка с золотом для Робинзона - «негодный мусор», от лодки, которую строил, « был в восторге…» и «огорчен до глубины души», так как не смог ее сдвинуть с места; «след босой человеческой ноги» на острове - «ожидание опасности» и т.д.
Итак, в романе Д.Дефо ставит следующие проблемы: отречение от общества и возвращение в него; власть над самим собой и над силами природы; познание самого себя и своих скрытых возможностей и претворение их в жизнь.
3.Организация рефлексивного пространства.
1.Рефлексия учащихся.
-Что вы для себя уяснили из романа?
-Как выходите из жизненных ситуаций?
-С вашей точки зрения, какие главные принципы жизни?
2.Выход на новую проблему.
-Можно ли назвать произведение «романом воспитания»? Если да, то почему?
3.Рефлексия преподавателя.
-Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности? Презентация на тему: "По произведению Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»" Транслит презентации: