Жостовская роспись, русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Основной мотив - яркий цветочный букет или гирлянда, который также может дополняться изображением птиц, веточек с ягодами или фруктов. Цветы пишутся широким мазком обычно на черном, темно-синем или красном фоне, реже - для фона используются коричневые, зеленые, белые или золотистые цвета.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.