ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПОДГОТОВКОЙ К УРОКУ, ПОСВЯЩЕННОМУ ТЕМЕ «СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО»
В образовательных учреждениях Оренбургской области 1 сентября 2012 года пройдут открытые уроки, посвященные теме «Семья и государство». Эта тема актуальна, поскольку воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Семья – это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первых дней своего существования. Семейный коллектив имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи, в котором у ребенка формируется восприятие мира, людей, самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – все это способствует становлению личности ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях и, прежде всего, – в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни, поэтому то, каким он вырастет, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число так называемых гражданских браков увеличивается по сравнению с числом браков, заключенных официально. Значительное влияние на позицию молодых людей в этом вопросе оказали особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у школьников относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Поэтому одним из актуальных направлений воспитания подрастающего поколения является воспитание будущего семьянина.
Одной из форм реализации государственной программы, посвященной укреплению института семьи в России, может стать проведение уроков по теме «Семья и государство», которые в той или иной степени затрагивают основные стороны семейных отношений. Реализация этих и других мероприятий позволит создать условия для получения практических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия в семье.
Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к семье как важнейшей структурной составляющей государства; формирование позитивного опыта семейных отношений.
Задачи:
воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
возрождение нравственно- этических норм и традиций семейного уклада;
развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей;
воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира;
установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.
При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников:
учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях в семье;
учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн);
работающим с учащимися старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.