Урок 3. Природоведение 5 класс. Тема: « Земля – наш дом». Задачи: познакомить учащихся с некоторыми из гипотез о возникновении Земли, рассказать о форме и размерах Земли, а так же о ее враще6нии, объяснить понятия: ось Земли, год, орбита. Ход урока.
Организационный момент.
Письменная самостоятельная работа.
Изучение нового материала.
Земля – место обитания человека. Это третья от Солнца планета Солнечной системы. Ей 4,5 млрд лет. Первые гипотезы о возникновении Земли. Земля шарообразная, не круглая как шар, а немного сплюснутая у полюсов. Рассказ учителя об истории формы Земли. Важным доказательством шарообразной формы Земли в начале 16 века стало путешествие Магеллана. Он совершил кругосветное путешествие вокруг Земли и через три года вернулся домой. Размеры Земли почти точно были определены египетским ученым Эрастосфеном, жившем в 3 веке до н.э. ^ Диаметр Земли – км. Длина окружности – км. Вращение Земли. Глобус – модель Земли. Ось, вокруг которой вращается Земля, называют осью Земли. Это воображаемая линия, проходящая через Северный и Южный полюс. ^ Экватор – воображаемая линия, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие. Земля постоянно движется. Суточное движение Земли вокруг своей оси = 24 часа, а годовое = 365 дней. Как происходит смена дня и ночи. Земля вращается с запада на восток. Поэтому, люди, живущие на востоке вперед встречают день Для того, чтобы определить где находится восток, а где запад можно воспользоваться компасом. При годовом движении по долгой дороге – орбите вокруг Солнца – на Земле происходит смена времен года. Орбита – воображаемая траектория движения Земли вокруг Солнца. Время одного оборота Земли по орбите вокруг Солнца называют годом. Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 дней 5 часов 48 мин и 46 сек. Каждые четыре года на Земле наступает високосный год, в нем 366 дней. 4. Обобщение полученных знаний.