«Развитие художественно – эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления произведениями художников Якутии»
Объект исследования: процесс развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством.
Предмет исследования:комплекс занятий по ознакомлению с произведениями художников Якутии как педагогическое условие развития художественно-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать эффективность использования произведений художников Якутии в развитии художественно- эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:художественно- эстетическое восприятие детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно если:
-использовать на занятиях произведения художников Якутии;
-отбор картин проводить с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, включать произведения о традициях народа Саха, о жизни и быте родного народа, экологии Севера, красоте северной природы, темы детства, известных людях республики;
-учить различать виды и жанры изобразительного искусства, знакомить с авторами произведений;
-выделить выразительные средства в картине, понимать язык изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании развития художественно- эстетического восприятия детей дошкольного возраста с учетом региональных условий на основе ознакомления с произведениями художников Якутии.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать комплекс занятий с использованием произведений художников Якутии.
Провести опытно- экспериментальную работу по развитию художественно- эстетического восприятия старших дошкольников посредством ознакомления с произведениями художников Якутии.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Социологические методы (беседы, тестирование, анкетирование).
Методологической основой являются работы: Венгера Л.А., Петровского А.В., Чумичевой Р.М., Зубаревой Н.В., Копцевой Т.А., Григорьевой Г.Г., Карамзиной У.А., Комаровой Т.С., Урунтаевой Г.А., Тимофеевой В.В.
Этапы исследования:
Констатирующий этап определить уровень развития художественно-эстетического восприятия.
Формирующий этап-провести серию занятий по ознакомлению с произведениями художников Якутии.
Контрольный этап-выявить качественные и количественные изменения развития художественно-эстетического восприятия, через ознакомление с произведениями художников Якутии.
Новизна исследования заключается в разработке серии занятий для детей старшего дошкольного возраста по произведениям художников Якутии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором тематические занятия, формы и методы работы по развитию художественно-эстетического восприятия картин дошкольниками могут быть использованы в практике работы воспитателей и педагогов ДОУ.
Структура исследования:состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Исследование проводилось на базе МДОУ 5 «Радуга» в старшей группе «Подснежник» г. Якутска с 29 ноября 2010 г. по 11 апреля 2011 г.
Заключение
Нами проведено исследование по развитию художественно- эстетического восприятия дошкольников посредством ознакомления с произведениями художников Якутии.
Выполнены цель и задачи исследования: разработан комплекс занятий и экспериментально обосновано эффективность использования произведений художников Якутии в развитии художественно- эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
В ходе опытно- экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, согласно которой художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если на занятиях используются произведений художников Якутии; отбор картин проводится с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, в занятия, включены произведения о традициях народа Саха, о жизни и быте родного народа, экологии Севера, красоте северной природы, темы детства, известных людях республики.
Дети научились различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять выразительные средства в картине, понимать язык изобразительного искусства, познакомились с авторами произведений.
Новизна исследования заключается в разработке серии занятий для старшего дошкольного возраста по произведениям художников Якутии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором тематические занятия, формы и методы работы по развитию художественно-эстетического восприятия картин дошкольниками могут быть использованы в практике работы воспитателей и педагогов ДОУ.
Таким образом,
Развитие художественно- эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно развивать через ознакомление с произведениями художников Якутии.
Одним из видов развития художественно-эстетического восприятия может быть ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художников Якутии. На основе знакомства с изобразительным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения художников, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением художнику, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Необходимо постоянно, целенаправленно и систематически проводить занятия с использованием разнообразных форм и методов работы с детьми;
Для ознакомления детей с изобразительным искусством необходимо использовать такие приемы, как искусствоведческий рассказ, сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры и др.
Необходимо привлекать родителей и работников ДОУ для создания оптимальной материальной базы.
Рекомендуем:
включить в работу родителей и воспитателей по сбору материалов, дисков, слайдов и репродукций картин.
провести педагогический всеобуч для родителей и воспитателей с целью формирования минимума искусствоведческих знаний.
организовать художественную галерею иллюстраций картин в стенах детского сада, где время от времени можно менять экспозицию.
договориться с музейными работниками для организации тематических экскурсий и проведению различных мероприятий познавательного характера для детей дошкольного возраста.
Использованная литература
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин, Художник- М.:Педагог. Школа, с.
Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, с.
Беликова, М.В. Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительной деятельности / М.В. Беликова.-М.:АСТ, с.
Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков.- М., с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – СПб.: ''Союз'', с.