От совершенствования системы сбора и обработки статистической отчетности - к системе удовлетворения запроса на информацию об образовании на основе статистики
Статистические данные практически не используются Возрастание значения образования в современном мире Общемировыми процессами повышения значимости человеческого капитала для экономического развития страны и снижения социальной напряженности Изменения в мировой и российской экономике, трансформирующими спрос на рынке труда; Политические и социальные перемены в России; Изменения в системе образования как результат реформ и процессов саморазвития системы образования; Изменения на рынке труда, осознание населением прямой связи между образованием и индивидуальной успешностью в жизни и профессиональной карьере; Демографическими процессами Глобализация, выход России на международный рынок труда и мировой рынок образовательных услуг. Повышение интереса к образованию различных социальных и профессиональных групп и органов власти Расширение запроса на информацию об образовании Система государст- венной статисти- ческой отчетност и по образова- нию
Причины низкого уровня использования статистики в принятии решении Отсутствие у пользователей информации о том, какие данные собирает система статистики образования и смежных областей Трудность получения статистической информации Низкая информационная культура, отсутствие навыков работы с количественной информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий и телекоммуникаций Разрыв между содержательным информационным запросом пользователей и набором данных, собираемых в рамках системы статистики образования.
Исходные положения Статистика образования ценна не сама по себе, а как средство удовлетворения потребностей различных профессиональных и социальных групп в информации об образовании Запрос на сведения об образовании является выражением потребности в информации для принятия решений по поводу образования С татистика – одна из основных составляющих обеспечения заинтересованного пользователя сведениями об образовании, наряду с результатами социологических обследований и мониторинга качества образования И нформационное обеспечение принятия решений включает и данные статистики смежных областей (демография, социально- экономические показатели, труд и занятость, здравоохранения и др.)
Как преобразовать имеющуюся информацию в адекватный ответ на запрос? Группы пользователей Потребности в информации об образовании Идентификация информационного запроса Формализация запроса – разработка/выбор индикаторов Определение источников исходных данных для расчета Статистическая отчетность Расчет индикаторов – ответ на запрос Социологич.обледованияМониторинг качества
Группы пользова- телей Программа подготовки аналитических докладов Программа разовых обследований Актуализация системы показателей Анализ запроса Запрос на информацию Периодические опросы Опросы через сайт Как сделать систему ориентированной на пользователя? – адаптация системы на основе обратной связи
Схема обеспечения различных групп пользователей информацией об образовании на основе данных статистики Состав данных Данные российской и зарубежной статистики образования Данные статистики смежных областей (труд и занятость, здравоохранение, социально- эконо\мические показатели, обследования домохозяйств и др.) Данные финансовой отчетности Результаты разовых и целевых обследований и др. Источники данных Государственное статистическое наблюдение Международные сопоставительные исследования Отчеты о формировании и исполнении бюджетов различных уровней и др. Обработка и анализ данных Формирование системы относительных и расчетных индикаторов Приведение данных к сопоставимому виду Расчет временных рядов и прогнозов Проведение целевых и сопоставительных анализов и др. Формы представления информации Создание и поддержка баз данных с ранжированным доступом Создание и поддержка сайта Выпуск периодических общих и тематических стат. сборников на традиционных и электронных носителях Выпуск аналитических и сопоставительных обзоров и др Группы пользователей Органы законодательной и исполнительной власти различных уровней Органы управления образованием Работники системы образования Учащиеся и родители Представители рынка труда Специалисты и эксперты Работники СМИ и др. Формиров ание нового запроса по источника м данных Запрос на дополнител ьную информацию