ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУ
1) С чего начать разговор о России? 2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. 3) Россия велика. 4) На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. 5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. 6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? 7) Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По В.Короткову)
1. К какому стилю относится этот текст? а) Публицистическому; б) научному; в) разговорному; г) деловому.
2. Каков тип речи? а) Описание; б) рассуждение; в) повествование; г) повествование с элементами рассуждения.
3. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые использованы в тексте? а) Вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы; б) ряды однородных членов, метафора, гипербола; в) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха; г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов.
4. Какова основная мысль текста? Сформулируйте ее и запишите. Приведите несколько доказательств в подтверждение этой мысли.
5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения? а) 4; б) 2; в) 7; г) 3.
6. Укажите номера безличных предложений или частей сложных предложений, в состав которых входит безличное
7. Какое предложение осложнено вводным словом?
8. К какой части речи относится слово русскому (предложение 2)?
9. Как образовано слово безлесная?
10. Замените словосочетание тайга в Сибири на синонимичное словосочетание с согласованием.
11. Как образовано слово паровозного?
12. Выпишите из текста причастия, укажите их разряд.
13. Перестройте второе предложение в сложноподчиненное и определите тип придаточного предложения.
14. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
15. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
16. Укажите односоставное назывное распространенное предложение.
17. Выберите верное объяснение написания не в предложении 7. а) Не всегда пишется с причастием раздельно. б) Это прилагательное, при котором есть слово никогда. в) Не с глаголами пишется раздельно. г) Это причастный оборот, поэтому не пишется раздельно.
18. Выпишите все числительные из текста.
19. Замените словосочетание паровозного гудка на синонимичное с управлением.
20. Укажите слово, в котором нет окончания: а) ширь; б) насквозь; в) говорил; г) десять.
21. В каком слове количество букв и звуков совпадает: а) крохотные; б) видится; в) территории; г) расстоянии.
22. Напишите сочинение-рассуждение по теме предложенного текста.