Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики Кузнецова Т.М., зам. директора по НМР 31 марта 2010 г., заседание методического совета
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
Приоритетные задачи Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. июль 13 3
Приоритетные задачи Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. июль 13 4
5 Базовые принципы новой модели Образование как стержень карьеры в течение всей жизни. Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления. Открытость системы образования. Новый уровень социального стандарта образования: не школа, а вуз. Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации. Новые роли преподавателя.
июль 13 6 Базовые принципы Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого. Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей. Прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле и система накопления кредитов.
июль 13 7 Базовые принципы Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Изменение содержания образования. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания. Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося.
июль 13 8 Базовые принципы Открытость системы образования Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры; частные консультанты, коучеры и репетиторы. Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители. Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и экспорта образовательных технологий и услуг.
июль 13 9 Базовые принципы Новый социальный стандарт образования Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования. В России это усугубляется сложившейся низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.
июль Базовые принципы Новый социальный стандарт образования Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение школьного, главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции. В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов). В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате.
июль Базовые принципы Свобода и поддержка для инициативы, таланта, мотивации Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал.
Базовые принципы Свобода и поддержка для инициативы, таланта и мотивации Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность. Импорт мозгов: приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты. Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых инициатив. июль 13 12
июль Базовые принципы Новая роль преподавателя : исследователь, наставник, консультант, руководитель проектов Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий. Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров. Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов. Перевод подготовки основной массы учителей в специализированных магистратурах.
Этапы реализации модели образования I этап – до 2012 г. II этап - до 2016 г. III этап - до 2020 г.
Дошкольное образование Самостоятельный элемент современной модели образования - система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). К 2010 г. будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Поддержка государством многообразных программ раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии.
Дошкольное образование К 2014 г. как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения
Общее образование Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. В качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.
Общее образование Важнейший компонент новой модели школьного образования - компетентностный подход. К 2010 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. К 2012 г. в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 г. будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников.
Профессиональное образование Основные структурные элементы системы высшего образования -университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться: - 10 – 12 научно-образовательных комплексов мирового уровня; - 20 – 40 исследовательских вузов; – 150 крупных университетов регионального значения; - университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата.
Профессиональное образование Ключевое изменение - переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях Единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации
Изменения в системе НПО и СПО - на базе училищ, колледжей, техникумов будут реализовываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда; - часть общеобразовательных и социальных функций учреждений НПО может быть передана системе общего образования.
Изменения в системе высшего образования - высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века; - завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры
Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России