Профессиональная психотерапевтическая Лига Управление стрессом Макарова Галина Анатольевна, кандидат психологических наук
Стресс – реакция организма на сильное физическое или психическое воздействие Позитивные аспекты « Стресс – вкус и аромат жизни» Слово в 1959 г. ввел венгерский ученый Ганс Селье. Стресс важнейший фактор выживания. Стресс –дает человеку силы противостоять невзгодам. Стресс – заставляет человека отвечать на вызовы судьбы. Стресс - приглашает не мириться с обстоятельствами. Ловить ветер перемен бороться и не сдаваться. Негативные аспекты «Стресс» - общий термин, обозначающий оказываемое на нас давление, как внутри, так и извне. Стресс - чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Стресс – любая непосильная нагрузка или изменение привычного хода жизни. Стресс – вынужденная перестройка организма (например, переход на летнее время, переезд, праздники с чрезмерной едой и питьем).
Диагностика стресса Сначала прочитайте, а потом смотрите на картинку на обороте. На прилагаемом фото изображены два дельфина. Фото использовалось в качестве иллюстрации при изучении стрессовых состояний в Госпитале Святой Марии. Посмотрите на двух дельфинов, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере группы испытуемых, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку. Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо в отпуск.
Способы адаптации к сильному воздействию у людей разные, отсюда и разные конечные результаты Человек адаптируется с помощью защитных реакций. Это: приспособление к трудной ситуации (резистентность); с помощью иммунитета, физического здоровья, социальных и коммуникативных навыков. Резистентность высокая – Победитель! Низкая – проигравший. тревога, которая мобилизует защитные силы, а чрезмерная тревога - подрывает их. истощение – «выдохся на старте». Первая эмоциональная реакция – СТРАХ! Поведенческие реакции на страх имеют древнейшую историю со времен рептилий Правило «Четырех «П» 1.Побег 2.Поединок 3.Пища 4.Постель
Цель упражнения: развить навык контроля панического мышления. Работа в группах в течении 15 минут. Инструкция. 1.Выберите человека из группы, который будет читать текс. 2.По завершению чтения каждый вписывает в текст возникший у него образ. 3.В группе сделайте анализ того, какие «сигналы» в истории побудили вас ответить таким образом. 4.Создайте группой свой сценарий окончания истории. Представьте его в виде сценки. История. Михаил, выйдя из электрички, пошел в сторону дачного поселка. Он идет один через лес, отделяющий станцию от дач. Фонари остались позади. Над деревьями сгущаются сумерки, кажется, что вокруг нет ни души. Он прибавляет шаг, ощущения становятся все более жуткими. И вот внезапно сердце Михаила замирает, дыхание перехватывает, он бросается назад, к станции. Он выбегает на свет и кидается к телефонной будке. Набирает 02 и выдыхает в трубку, что только что видел………………………………………. свисающее (свисающую, свисающего) с ветки дерева. Что было на ветке?