ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА. СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Котлярова В. Ф. педагог-психолог
ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА Формирование произвольности процессов Познавательная рефлексия Личностная рефлексия ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБЩЕНИЕ Устойчивость самооценки
СТИЛЬ- СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СВОЕМУ РЕБЁНКУ, т.е. МАНЕРА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ НА ВЫБОР СТИЛЯ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ: 1.ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ РОДИТЕЛЕЙ. 2.ТРАДИЦИИ СЕМЕЙ, В КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЛИСЬ САМИ РОДИТЕЛИ. 3.УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. 4.ЛИТЕРАТУРА, КОТОРУЮ ЧИТАЮТ САМИ РОДИТЕЛИ. СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СОЧУВСТВУЮЩИЙ ГАРМОНИЧНЫЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ : родители заняты собой, работой, они безразличны к потребностям ребёнка. В воспитании используют как наказание, так и поощрение, главное, чтобы ребёнок им не мешал. Младшие школьники такого типа не любят ни умственной, ни физической работы. Очень требовательны к другим, и совершенно не требовательны к себе. В старших классах проявляют самоуверенность в себе, хамство, Родители не разбираются в ситуациях, они полностью доверяют ребёнку. Манера поведения таких детей часто приводит к конфликтам. В разговоре с родителями часто можно услышать фразу: «Я сам таким рос». Такой ребёнок считает, что в классе ничего интересного нет. Родители утверждают, что их ребёнка не любят в классе. Формируется конформный тип личности.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ : Родители ищут в своём ребёнке нечто выдающееся, дают ребёнку разностороннее развитие, но оно никак не связано с интересами ребёнка. Используют в воспитании как наказание, так и поощрение. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка. Такие дети претендуют на лидерство, эгоистичны, преувеличивают свои возможности, безразличны к интересам других. Формируется социально – поисковый тип личности
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ РАССУДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ – Родители не пользуются принудительными мерами, они дают возможность ребёнку приобрести собственный опыт, путём собственных проб и ошибок. Ребёнок наравне со взрослыми принимает решения. Дети вырастают любознательными, они хорошо осведомлены об окружающем мире. Умеют работать без понуканий. У родителей и детей складываются добрые отношения.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ: Болезненность ребёнка – одна из причин предупредительного стиля воспитания. Удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок не испытывал трудностей. Все самостоятельные действия вызывают у родителей страх и опасения. Не мотивированы на учебную деятельность.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СТИЛЬ: Родители диктуют ребёнку, что одевать, с кем дружить, сами определяют режим для ребёнка. Используют довольно жёсткие способы наказания. Формируется тревожный социально – психологический тип личности
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ СОЧУВСТВУЮЩИЙ СТИЛЬ: Ребёнок предоставлен самому себе. Потребности детей удовлетворяются по мере возможностей. Ребёнок живёт в своём мире, куда может пустить только близкого человека.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ ГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ: Ребёнок всегда желанен. Родители уделяют много времени традициям семьи. Родители требуют от ребёнка осознания действий и сами поступают с ребёнком осознанно. Дети умеют верно дружить, внимательно относятся к проблемам взрослых. Рано проявляются волевые качества.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ