Родительское собрание
Учитель : У меня в руках два предмета, как вы думаете, что они обозначают ? ( учитель держит в одной руке кнут, а в другой школьный звонок ) Родители : ответы. Учитель : Поясню. Раньше, приблизительно в 1806 году, когда школы еще только зарождались на Кубани, у входа в школу помещались два предмета. Первый, чтобы собирать детей на занятия - это прародитель нашего школьного звонка, а второй напоминал, что нужно учиться, а не « бить баклуши » и что каждая провинность наказуема « физически ». Учитель : Скажите, а вас в детстве физически наказывали в семье ? Как в ы относитесь к такой мере наказания ? Почему ? Как в ы считаете, влияет ли оно на психику ребёнка ? Родители : ответы. Учитель : Каким образом ? Родители : ответы. Учитель : А вот какие могут быть формы наказания, об этом мы и поговорим сегодня на нашем собрании тема которого : « Наказание и поощрение в семье ». Сегодня мы постараемся вместе разработать определённые правила, как нельзя и как можно наказывать. А первый вывод мы уже с вами сделали :
Физическое наказание применять нельзя, т. к. оно наносит непоправимый вред психике ребенка.
Учитель : Конечно, согласиться с таким стилем общения родителей и детей мы не можем. Итак, словом можно лечить, словом можно убить. Делаем вывод : Нельзя наказывать ребенка обидными замечаниями, насмешками и грубыми словами.
Учитель : Обратимся ещё к одному примеру – стихотворению А. Барто. Я заработал двойку Из - за трёхзначных чисел. Мой папа рассердился. Но голос не повысил. Уж лучше бы мой папа Кричал, ногами топал, Швырял бы вещи на пол, Разбил тарелку об пол, Нет, он молчит часами.. Ни слова не проронит, Как будто я не Павлик, А кто - то посторонний. Он мне не отвечает, Меня не замечая, Молчит и за обедом, Молчит во время чая... Он с безразличным видом Меня оглянет мельком, Как будто я не Павлик, А стол или скамейка ! А мне молчанье в тягость ! Я с горя спать улягусь ! ( А. Барто )
Учитель : Как Вы считаете, оправдано такое поведение отца ? Правильную меру наказания он выбрал ? А что нужно было сделать ? Родители : обсуждение. Учитель : Делаем вывод : Нельзя наказывать ребенка во всех случаях, когда у него что – то не получается.
Наказание не должно вредить здоровью Никакой профилактики, никаких наказаний « на всякий случай ». За один проступок – одно наказание. Недопустимо запоздалое наказание Ребенок не должен бояться наказания. Не унижайте ребенка. О прежних его проступках – больше ни слова.
Учитель : Вторую часть нашего собрания хотелось бы начать китайской притчей : Китайская притча « Ладная семья ». Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась : кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи : расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге : ……..? Учитель : Как Вы думаете, какие три слова были начертаны на бумаге ?
И в конце листа старик дописал … - А по окончанию собрания мы узнаем, что же ещё дописал старик в конце листа. Учитель : А сейчас предлагаю в ам составить формулу поощрения. - Скажите, любить - значит ли прощать и терпеть ? Родители : ответы. Учитель : А можно ли поставить знак равно между словами хвалить и поощрять ? - Итак, мы с в ами вывели формулу поощрения :
Прощать + Терпеть = Любить Хвалить = Поощрять = Любить Прощать Любить Хвалить ПООЩРЯТЬ Терпеть
- Скажите, уважаемые родители, а за всё ли нужно поощрять ? Родители : ответы. Учитель : Ваши ответы можно объединить в следующие рекомендации, которые в ы получаете также на нашем собрании :
За то, что получено от природы Из жалости ( дети это чувствуют ) Второй раз за одно и то же За то, что достигнуто не своим трудом Из - за желания понравиться Учитель : Итак, вернёмся к нашей притче. Так что же ещё дописал старик ?
Любите, прощайте, терпите. Дорогие родители ! Любите, прощайте, терпите. И тогда не нужно будет изобретать никаких форм наказаний и поощрений.