Родительское собрание Подготовила: Борисова С.А., учитель начальных классов МКОУ ТСОШ с.Тегульдет Томской области
Поощрение и наказание в семье «Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат». В.Кротов
Цели собрания Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье
Проблемные вопросы Нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?
Говорят наши дети (о поощрениях, которые получают от родителей) Меня хвалят, если я принесу домой пятёрку – 9 человек Меня хвалят, если я помогаю дома (хожу в магазин, прибираю в комнате, помогаю маме на кухне, мою посуду) – 10 человек Меня хвалят, если я сделаю уроки – 1 человек
Мне дарят подарки, если у меня день рождения – 7 чел. я получаю пятёрки – 2 чел. есть праздник – 3 чел. Новый год – 2 чел. хорошо себя веду, слушаюсь – 3 чел. хожу в школу – 1 чел. давно меня не видели – 2 чел.
Мне дарят деньги, если Захотят -1 чел. Попрошу – 2 чел. У меня день рождения – 5 чел. Приезжает бабушка – 1 чел. Нет подарка – 1 чел. Я помогаю родным – 1 чел. У меня какой-нибудь праздник – 1 чел. Надо что-нибудь купить, накопить для чего-нибудь -1 чел. Мне не дарят деньги – 3 чел.
Мне разрешают ____, если ____. Гулять на улице, если буду слушаться (приду рано, после школы, сделаю доброе дело, будет светло, сделаю домашнюю работу -2 чел.) Играть на компьютере, если я выполню утренний режим дня (помогу по дому, уберусь, сделал домашнее задание, принесу домой «5», захочу, есть время) Сходить в цирк, если у мамы есть деньги Мне разрешают, если надо Смотреть мультфильм, если буду лазить в подпол
Индивидуальная работа Задание родителям: поделить лист на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.
Как наказывают своих детей родители нашего класса Ставят в угол-2 Запрет гулять-4 Ремень-1 Ограничение компьютера-2 Просмотр мультфильмов -2 Строгий разговор
Что думают наши дети о наказаниях -Наказание несправедливое, когда на меня кричат. - Не согласен с тем, что меня бьют ремнём за двойки. - Меня ставят в угол за дело, я понимаю за что и стараюсь этого больше не делать -Меня очень часто наказывают, но я почему- то не могу исправиться. Обманываю, потому что боюсь наказания.
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития.
Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его начал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Основной принцип наказания Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.
Слова поддержки -Зная тебя, я был уверен, что ты сделаешь хорошо У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать… Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.
Анализ ответов родителей на вопросы анкеты Часто ли родители нашего класса хвалят детей и как поощряют их? Каждый день, редко, часто. Выполняю просьбы по мере своих возможностей, словами, покупаю что- нибудь вкусненькое, разрешаю играть на компьютере, дарим подарки, покупаем что попросит, мороженое, даю немного денег на карманные расходы…
Как хвалить, чтобы сохранить способность ребёнка радоваться самому делу? Подчёркивать радость ребёнка от преодоления трудностей: « Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.
Работа в группах Обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.
Советую прочитать А.С. Спиваковская «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям»
Спасибо за сотрудничество!