Об энергоэффективности и энергосбережении (из разработок Института энергетической стратегии) МОСКВА 2009 г.
Построение в России энергоэффективного общества предусматривает как формирование системы энергоэффективного хозяйствования с оптимальными минимизированными затратами энергоресурсов и финансовых средств, так и обеспечение достойного вклада энергетического фактора в экономическое развитие страны и в повышение уровня жизни ее населения. Решение этой задачи предусматривает, наряду со снижением удельной энергоемкости и энергетической стоимости производимого ВВП, активное участие энергетического сектора страны в социальном совершенствовании общества и в создании условий экономического благополучия населения, а также охраны окружающей среды. 2
Сопоставление энергоемкости ВВП России и зарубежных стран или группы стран Удельная энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель более, чем вдвое. 3
Реализуя Энергетическую стратегию, Россия снизила удельную энергоемкость экономики за гг. на 33% Относительная динамика удельной энергоемкости экономики России 4
Технологический потенциал энергосбережения в России составляет почти 45% от всего энергопотребления страны (оценка на уровне 2007 года) Технологический потенциал энергосбережения (2007 г.) и оценка уровней его реализации с учетом роста производства и освоения новых технологий в перспективе 5
Структурное энергосбережение формируется под воздействием рыночных механизмов спроса за счет опережающего развития высокодоходных и малоэнергоемких видов экономической деятельности таких как перерабатывающие, наукоемкие производства, сфера услуг (банковских, торговли, связи, информационных, коммунальных, транспортных и др.) и т.п. при снижении доли энергоемких секторов таких как ТЭК, металлургия и др. 6
Прогнозная оценка динамики структуры промышленного производства на перспективу 7 Промышленность, всего
Относительная удельная энергоемкость промышленности и ее отраслей 8
Оценка динамики удельной энергоемкости экономики по разработкам энергетической стратегии на период до 2030 г. 9 Прогноз динамики удельной энергоемкости ВВП и внутреннего спроса на первичные энергоносители в России до 2030 г.
Прогноз динамики удельной электроемкости ВВП и внутреннего спроса на электроэнергию в России до 2030 года 10
Оценка спроса и энергосбережения первичных ТЭР в России до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием ЭС
Энергетическая стоимость произведенного ВВП в период до 2030 г. (прогнозные оценки) 12
В рыночных условиях хозяйствования важна финансовая оценка удельной энергоемкости экономики – энергетической стоимости ВВП, учитывающая такие факторы как цены на энергоресурсы (внутренние и экспортные), структуру ТЭБ, объемы потребления и экспорта ТЭР. Из-за финансового кризиса в период гг. энергетическая стоимость ВВП может несколько увеличиться в связи с негативными параметрами динамики изменения ВВП и удельной энергоемкости, а также с ростом цен на энергоносители в стране. В то же время в последующей перспективе снижение энергетической стоимости ВВП прогнозируется более адекватным снижению удельной энергоемкости экономики (см. слайд 9) в связи со снижением темпов роста цен на энергоносители. 13
Ключевые показатели и индикаторы энергоэффективности и энергоиспользования по прогнозным оценкам на период до 2030 г. *) 14 *) – с учетом оценок влияния мирового экономического кризиса Наименование показателейЕдиницы измерения Индикативные показатели Этап 1.Этап 2.Этап гг гг гг. 1. Удельная энергоемкость ВВП России на конец периода % к уровню 2007 года Удельная энергоемкость по энергоносителям: % к уровню 2007 года 2.1. Удельная электроемкость ВВП России на конец периода; Удельная теплоемкость ВВП России на конец периода; Удельное потребление в России нефти и нефтепродуктов на единицу ВВП (нефтеемкость ВВП); Удельное потребление в России газа на единицу ВВП (газоемкость) Реализуемый потенциал технологического и организационного энергосбережения, на конец периода, всего, в том числе: млн. тут в год к уровню 2007 года Потребление на душу населения (на конец периода): 4.1 Первичных энергоресурсов; Тут/чел7,5-7,88,1-8,79,3-10,5 % к 2007 году Электроэнергии. кВтч/чел7,9-8,69,4-10,612,1-14,9 % к 2007 году Суммарные выбросы в атмосферу парниковых газов % к уровню 1990 года (на конец этапа)
15 Наименование показателейЕдиницы измерения Индикативные показатели Этап 1.Этап 2.Этап гг гг гг. 6. Удельные выбросы загрезняющих веществ в окружающую среду % к 2007 году Объемы высокотехнологичных энергосервисных услугМлрд. руб./год Удельные расходы топлива: % к 2007 году - на производство тепла; на отпущенную электроэнергию Производство электроэнергии с использованием ВИЭ (включая малые ГЭС) Млрд. кВтч/год % от суммарного производства 2,54, Затраты электроэнергии на ее транспорт в электрических сетях % от отпуска электроэнергии Доля нетопливных энергоисточников в структуре производства электроэнергии % Удельные расходы энергоресурсов на собственные нужды предприятий ТЭК (включая потери) % к 2007 году (в среднем) Оптимизация структуры потребления энергоресурсов адекватно структуре геологических запасов и экономической эффективности, в том числе: - доля углеводородов;% доля нетопливных ресурсов.% доля угля и прочих%
16 СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (предложения ГУ «Института Энергетической стратегии») 1. Законодательные и правовые меры: Принятие Федеральных Законов: Об энергосбережении; Об энергетической безопасности; Об индикативном планировании ТЭБ; О федеральных энергетических системах; Дополнений в «Налоговый кодекс» в целях стимулирования энергосбережения. О возобновляемых источниках энергии; О теплоснабжении. 2. Нормативные и программные меры: Разработка государственной программы энергосбережения; Разработка региональных и отраслевых программ энергосбережения; Разработка системы нормативов энергопотребления в энергоемких видах деятельности как основы системы санкций за энергорасточительство; Создание нормативных и методических актов энергетических обследований, энергосервисных услуг, поддержки бизнеса в этой сфере; Регламентация бюджетного (кредитного) участия в реализации программ энергосбережения; Поддержка государством рыночной биржевой и спотовой торговли энергоносителями; Формирование системы информации и пропаганды в сфере энергосбережения и энергоэффективности. 3. Организационные меры: Определить федеральный орган государственной власти, уполномоченный проводить в стране энергосберегающую политику; Создать Российскую информационно-экономическую систему энергоэффективности; Создать систему государственной энергетической экспертизы Усовершенствовать систему государственной статистической отчетности в сфере энергоиспользования; Учредить государственные премии России за достижения в области энергоэффективности.