Непрерывность и преемственность развивающего образования на этапе дошкольного и начального школьного обучения как условие успешности ребенка –из опыта работы –ГОУ СОШ 2035
От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. В.А. Сухомлинский
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения: основное положение Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Преемственность как одно из условий непрерывного образования определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач,содержания, методов, средств, форм организации).
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - это гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Направления деятельности Преемственность программ, методов, принципов, приемов
Целевая преемственность
Развитие коммуникативных способностей Формирование любознательности, познавательного интереса Формирование готовности к саморазвитию Развитие познавательно- речевых способностей Развитие творческого воображения Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей; Формирование высокой мотивации через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность; Формирование познавательного интереса, развития способностей к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению; Развитие эмоциональной сферы и творческого воображения Задачи
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности По подходу к ребенку – личностно- ориентированная технология. Отношение педагогов и детей – это отношение сотрудничества, сотворчества, сопереживания, взаимного уважения. Два субъекта (взрослый, ребенок) действуют вместе, ни один из них не стоит над другим. По подходу к ребенку – личностно- ориентированная технология. Создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной, творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию.
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности По способу организации деятельности – это совместная жизнедеятельность взрослых и детей в интегрированном занятии – игре «Путешествие в удивительное рядом» По способу организации деятельности – сотрудничество «учитель-ученики- ученики»; поисковая деятельность при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности. По преобладающему методу – доминируют активные, проблемно- поисковые, эвристические практические методы
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности. Методы стимулирования мотивации деятельности: воспитывающие ситуации; сюрпризный момент; воображаемые ситуации; поощрение, благодарность, доверие, похвала; упражнения. Вовлечение эмоций в познавательную деятельность
Преемственность методов и приемов образовательной деятельности. Метод повышения познавательной активности: проблемные ситуации, беседы с элементами дискуссии, метод вопросов проблемного характера, прогнозирование, экспериментирование, решение логических и практических задач Проблемные ситуации, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, многоаспектные задания на уроках: на репродуктивном, логическом, проблемном, творческом. Главное – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.
Направления преемственности Воспитательная работа – приоритетное направление – духовно-нравственное и патриотическое воспитание Преемственность традиций интеграции с социумом Система работы с родителями Организация здоровьесбережения Преемственность дополнительного образования Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе. Мониторинг развития ребенка
Портрет выпускника
Современный национальный воспитательный идеал Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Формы преемственных связей. 1.Знакомство учителя с будущими учениками. 2.Экскурсии дошкольников в школу. 3.Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками. 4. «Дни выпускника». 5.Совместное участие первоклассников и детей старшей подготовительной группы в праздниках, играх – соревнованиях, эстафетах.
Формы преемственных связей. 6.Совместные трудовые десанты. 7.Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга. 8.Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов д/с и учителей начальной школы. 9.Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы. 10.Проведение родительских собраний учителем с родителями будущих первоклассников.
Знакомство учителя с будущими учениками
Совместные интегрированные уроки
Дни выпускника
Совместное участие в играх,праздниках, соревнованиях
Совместные трудовые десанты
Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга
Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы
Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы
Наше будущее