Особенности различных видов транспорта и их взаимодействие
Основные технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 1.Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства 2. Возможность строительства железнодорожных путей сообщения практически на любой сухопутной территории страны 3. Высокая провозная и пропускная способность 4. Возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок
5. Возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток 6. Сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов 7. Доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования 8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок
Основные технико-экономические особенности морского транспорта Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок Пути сообщения не требуют затрат на сооружение или поддержание их в эксплуатационном состоянии Неограниченная пропускная способность Сравнительно малый расход топлива и энергии При перевозках на большие расстояния более низкая себестоимость перевозок
Недостатки морского транспорта Зависимость от естественно- географических условий Необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства Ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Пути сообщения проходят на окраинах России
Типы морских портов Общего назначения, где проводится обработка различных судов и грузов на одних и тех же причалах Специализированные, когда происходит переработка массовых грузов Комбинированные - наиболее крупные морские торговые порты, имеющие специализированные причалы
Рефрижераторное судно Трюм отведен под холодильные камеры Тоннаж более бр.рег.т Скорость свыше 20 узлов Температура в трюмах до -20 С
Танкер Для перевозки любых жидких грузов: сырой нефти, бензина, растительного масла, вина При перевозке жиров и дегтярных продуктов танкеры оборудуют специальными системами обогрева Скорость до 16 узлов
Балкер Для перевозки навалочных грузов (руды, угля, цемента, удобрений, зерна, сахара и др.) Самые большие балкеры способны за один рейс перевезти до тонн груза
Ролкер или ро-ро Суда, на палубу которых груз вкатывается на колесах, а по прибытии в порт легко съезжает на причал
Контейнеровоз Для перевозки грузов в типовых контейнерах длиной 20 или 40 футов Погрузочно- разгрузочные работы проводят в специальных портовых сооружениях – контейнерных терминалах
Лихтеровоз Несамоходные суда – баржи Груженые лихтеры поднимают на борт лихтеровоза с помощью гигантского мостового крана, размещенного на корме В порту назначения тот же кран спускает лихтеры на воду, после чего буксирное судно доставляет их получателю
Танкеры для перевозки химикатов и сжиженных газов Одни суда – для перевозки газов, полученных при переработке нефти, например, пропана. Он хранится в цистернах под высоким давлением, охлажденный до -50 С Другие суда – для транспортировки сжиженного природного газа. Метан охлаждают до -163 С
Основные технико-экономические особенности речного транспорта, определяющие его преимущества Большая провозная способность на глубоководных реках Сравнительно невысокая себестоимость перевозок
Недостатки речного транспорта Извилистость пути и судового хода Ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы Удлинение маршрутов следования грузов Небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров
Основные технико-экономические особенности автомобильного транспорта, определяющие его преимущества Большая маневренность и подвижность Высокая скорость доставки грузов и пассажиров В ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров
Недостатки автомобильного транспорта Сравнительно высокая стоимость перевозок Относительно высокая стоимость материально-технической базы обслуживания Недостаточная протяженность и плохое состояние имеющихся автомобильных дорог
Воздушный транспорт Основные преимущества – высокая скорость и возможность достижения отдаленных районов Недостатки – высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий
Преимущества трубопроводного транспорта Возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировании железнодорожным или речным транспортом Низкая себестоимость транспортировки нефти Обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса Полная автоматизация по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов Исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду
Недостатки трубопроводного транспорта Узкая специализация Необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов