/ Л.А. Введенская. – М.: ООО«Издательство Астрель» : ООО «Издательство Аст», 2004 – 445с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда ложь, добрый злой,
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Выполнили: ученики 7 класса Руководитель: Волкова Н.Г.
Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Дмитрий Ушаков - русский филолог, лингвист, член-корреспондент АН СССР. Родился 24 января 1873 года. Дмитрий Ушаков являлся редактором и соавтором одного.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Антонимы 1.великий-ничтожный 2.гордость-скромность 3.фальшивый-поддельный 4.истина-ложь 5.утрата-потеря 6.роскошь-богатство 7.старинный-древний.
Презентация на тему: «Словарь С.И. Ожегова» Презентацию подготовили ученицы 10 «Б» класса СОШ 2 Сиговатова Т., Сергеева Д., Начарян Р.
Выполнили студенты группы ПС-14: Явкин Денис и Дейко Максим.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Толко́вый слова́р- словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова.
СЛОВАРЬ / DICTIONARY Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие.
Презентация магистерской диссертации Презентация магистерской диссертации.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Выполнила Смирнова Вера Александровна Зав.библиотекой Школы 108 Выборгского района Санкт-Петербург 2008.
Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Фразеологический словарь русского языка Проект выполняли: Моргун Полина и Белявцева Анастасия ( 6 «С»)
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Транксрипт:

/ Л.А. Введенская. – М.: ООО«Издательство Астрель» : ООО «Издательство Аст», 2004 – 445с.

Введенская Людмила Алексеевна - заслуженный профессор Ростовского университета, доктор филологических наук, автор около 200 публикаций, известных в России и в других странах. Многие ее исследования посвящены проблемам семасиологии, лексикологии, лексикографии, культуре речи, ораторскому искусству. Она автор нескольких учебных пособий для школ и вузов ("Современный русский литературный язык", "Лексика и фразеология", "Русское слово", "Орфография и пунктуация", "Теория и практика русской речи", "Культура и искусство речи", которые переиздавались неоднократно. Ее статьи по проблемам лингвистики опубликованы в Германии, Польше, Румынии. Она автор первого в русской лексикографии "Словаря антонимов русского языка", выдержавшего несколько изданий. Особое признание у читателей получили ее научно-популярные книги.

Словарь состоит из введения, собственно словаря и алфавитного указателя антонимов. Во введении излагаются основные отправные положения, которыми руководствовался автор, освещается вопрос о понятии лексической антонимии, рассматриваются ее связи с логическими категориями, разъясняются принципы расположения материала. Цель словаря - познакомить читателей с системой русских антонимов - слов с противоположным значением, образующих пары. Словарная статья состоит из антонимической пары; толкование каждого ее члена; иллюстративного материала (цитаты, речения, пословицы). Синонимические пары антонимов образуют гнездо. Если многозначное слово вступает в антонимические отношения с разными словами, то каждая пара антонимов дается отдельно и ее члены помечаются цифровым индексом. Словарь снабжен алфавитным указателем. Антонимы представлены в словаре попарно; в заголовках статей даются слова, относящиеся к одной части речи. Структурно антонимы подразделяются на два типа: разнокоренные (истина – ложь, близкий – далекий, хорошо – плохо) и однокоренные (входить – выходить, удача – неудача). Антонимы широко используются в языке художественной литературы как одно из образных средств.

Настоящий Словарь не претендует на полное отражение антонимов современного русского языка. Основой для него послужила составленная автором картотека цитат из художественной, научной, публицистической литературы, в которой насчитывается около 20 ООО примеров антонимов или их синонимичных пар, что дает возможность определить степень употребительности каждой пары антонимов.

Полисемичное слово чаще всего вступает в антонимичные отношения с другими словами не во всех своих значениях. По сложившейся в лексикографии традиции при толковании слов- антонимов свойственные им значения нумеруются. Например: БЕЗДАРНЫЙ - ТАЛАНТЛИВЫЙ 1. Лишенный таланта (выдающихся врожденных качеств) одаренности, неспособный, пустой. 1. Обладающий талантом (выдающимися врожденными качествами), одаренный. Вся история состоит из подобных примеров, а в жизни они встречаются на каждом шагу, да так и должно быть, иначе умный и талантливый человек не имел бы никакого преимущества перед глупцом и бездарным. А.П. Чехов. 2.Выполненный неталантливо, демонстрирующий отсутствие у автора, исполнителя врожденных выдающихся качеств. 2. Выполненный талантливо, демонстрирующий выдающиеся врожденные качества автора, исполнителя. Если эти романы и повести были часто, несомненно, талантливы в отношении чисто литературном, то они были исключительно бездарны в политическом отношении. А.В.Луначарский.

1.Продолжите название известных произведений. «Война и …..», «Толстый и …..», «Волки и …..», «Отцы и …..», «Что такое хорошо и……….», «Друзья и …...», «Дни и ….», «Живые и……..». 2. Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. Образец: спустя рукава – засучив рукава. 1. Важная птица. 2. Заварить кашу. 3. (Жить) как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста (сделаны). 6. Кот наплакал.

3.Найдите антонимы в пословицах и поговорках. 1. Утро вечера мудренее. 2. По одежке встречают – по уму провожают. 3. Днем тихо, ночью лихо. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Любишь брать, люби и отдать. 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 8. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом. 4. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: бережливый человек, высокие цены, пролог романа, мягкий приговор, праздничный день, состояние движения, закономерное явление, позитивное отношение. 5. Подбери антонимы-прилагательные к приведенным словам, обозначающим черты характера человека. В случае затруднения обращайся к словарю антонимов. трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный. 6. Сколько антонимов можно пододрать к слову радость? Запиши их.