Цели и задачи ИСВТ Поддержка процедур регистрации и обязательного подтверждения соответствия объектов и субъектов воздушного транспорта Поддержка функций контроля и надзора на воздушном транспорте Проведение аналитических исследований Актуальная ИНФОРМАЦИЯ об объектах и субъектах воздушного транспорта
Основания для разработки и внедрения Бесфинансовый договор 710/94 от 7 октября 1994 г. между ДВТ МТ РФ и КФ «Авиаконсалтинг» о разработке ИСВТ. Предусматривает использование информации ИСВТ на коммерческой основе. Приказ ФАС России 47 от «О внедрении компьютерной информационной системы Воздушный транспорт РФ (ИСВТ)», определивший ООО КФ «Авиаконсалтинг» головным исполнителем работ по ИСВТ.
История разработки и эксплуатации ИСВТ-1 Ввод в эксплуатацию – 1996 год. Представляет собой связанные электронные Реестры эксплуатантов ГА и гражданских воздушных судов. Технология ведения – централизованное заполнение данных на основании информации с мест (от эксплуатантов и территориальных органов), поступающей на бумажных носителях. Эксплуатация ИСВТ-1 продолжается параллельно с ИСВТ-2 в интересах учета эксплуатантов авиации общего назначения (АОН), не охваченных ИСВТ-2 и решения других задач. Внешние Пользователи, помимо подразделений авиационной администрации, – УГП ГЦ ППВД, ЦПДУ ГА «Аэротранс», МАШ и др.
История эксплуатации ИСВТ-2 Начало разработки версии – 1996 год, параллельно с разработкой Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в РФ, приказ ФАС России 375 от Пятая глава ФАП – применение ИСВТ. Основание разработки ИСВТ и ФАП – инициатива ООО КФ «Авиаконсалтинг» за счет собственных средств. Внедрение ИСВТ-2 – с 1999-го года. Объем информации, по сравнению с ИСВТ-1, больше на порядки. Технология ведения – распределенная иерархическая система: Терминальные системы – у всех коммерческих эксплуатантов ГА. Региональные системы – в территориальных органах Минтранса. Центральная база данных – в Росавиации. Финансирование поддержки эксплуатации ИСВТ-2 – по прямым договорам ООО КФ «Авиаконсалтинг» и коммерческих эксплуатантов ГА.
Необходимость глубокой модернизации ИСВТ-2 А) Структурные изменения в системе гражданской авиации В составе ИСВТВне ИСВТ Эксплуатанты коммерческой ГА и обеспечение их деятельности Эксплуатанты АОН Легкие ВС и их владельцы Весь авиационный персонал, кроме персонала коммерческих эксплуатантов % ?
Необходимость глубокой модернизации ИСВТ-2 Б ) Изменения в нормативной базе ГА в отношении: Гражданских воздушных судов Экипажей гражданских воздушных судов Эксплуатантов АОН Организаций по техническому обслуживанию и ремонту С учетом поправок к Международным стандартам и Рекомендуемой практике (SARPS): ПОПРАВКА 32 К ЧАСТИ I ПРИЛОЖЕНИЯ 6 ПОПРАВКА 13 К ЧАСТИ III ПРИЛОЖЕНИЯ 6
Необходимость глубокой модернизации ИСВТ-2 В) Устаревший программно-аппаратный комплекс Технический комплекс, установленный в 1999 году, устарел как морально, так и физически: работает с морально устаревшей файловой БД (ограниченное число клиентов), и не обеспечивает возможности доступа через Интернет; не поддерживает технологий отказоустойчивости; не масштабируем; не поддерживает технологий безопасного хранения и передачи информации.
Необходимость глубокой модернизации ИСВТ-2 Г) Отсутствие возможностей для эффективного оперативного контроля ЦБД ИСВТ ЛВС Ленинградки – 37 ПРЯМОЙ ДОСТУП Приказ ФАС России от «Об организации оперативного контроля Копии ЦБД Время копирования - сутки Внешние пользователи УГП ГЦ ППВД ЦПДУ «Аэротранс» Иные заинтересованные организации
Необходимость глубокой модернизации ИСВТ-2 Д) Нереализованные возможности ИСВТ-2 Одна из целей ИСВТ – 2 - обеспечение оперативности внесения и утверждения изменений в условия эксплуатации воздушных судов эксплуатантами гражданской авиации и сокращения бумажного документооборота между эксплуатантами и контролирующими органами. Цель – не достигнута, поступающие от эксплуатантов в электронной форме сведения в настоящее время не имеют правового статуса (не являются правовыми документами). Решение – внедрение технологии ЭЦП и издания соответствующего отраслевого нормативного акта (стандарта).
Элементы Концепции ИСВТ-3 Виды информационных объектов ИСВТ-3: Воздушные суда Владельцы воздушных судов Авиационный персонал Коммерческие эксплуатанты гражданской авиации Эксплуатанты авиации общего назначения Инспекторский состав, планы и результаты инспекционного контроля Информация по АП, результатам расследования, выводам и рекомендациям Аэродромы и вертодромы Организации по ТОиР АТ Учебные заведения ГА Авиационные учебные центры Организации авиации общего назначения; Организации (службы) по обеспечению организации перевозок Организации по ОрВД Службы авиационной безопасности Службы обеспечения ГСМ Службы ПАСОП Организации по организационному обеспечению полетов воздушных судов Медицинские организации (службы, персонал) ГА Врачебные летные экспертные комиссии (ВЛЭК) Предприятия бортпитания Страховые компании
Элементы Концепции ИСВТ-3 Основные проблемы ИСВТ - 10% - Информационная система 90% - Технология Основные проблемы Технологии: Обеспечение условий и оснований для ввода информации в систему. Выбор и обоснование технологии ввода информации в систему. Организация и методы обеспечения актуальности и достоверности информации.
Элементы Концепции ИСВТ-3 Условия и основания для сбора информации Информация Объекты ГА Информационная система Правила, стандарты, инструкции Регистрация, сертификация, аттестация, освидетельствование, инспекция… Перечень и условия предоставления информации Добровольная «самореклама»?
Элементы Концепции ИСВТ-3 Источники информации Три возможных источника 1-й. Информация вводится сотрудниками регулирующего органа (технология ИСВТ – 1). Локализована ответственность, но мало информации. 2-й. Информация вводится «регулируемыми» субъектами о себе самих (технология ИСВТ – 2 в отношении коммерческих эксплуатантов ГА). Неограниченная информация, но сложные организационные проблемы, в том числе по обеспечению актуальности и достоверности. 3-й. Информация вводится «регулируемыми» субъектами об иных субъектах, т.е. третьими лицами (технология ИСВТ – 2 в отношении субъектов авиационной деятельности – не эксплуатантов ГА). Когда нет другого выхода.
Элементы Концепции ИСВТ-3 Доступ к информации и ее анализ Доступ к информации Программно-аппаратный комплекс ИСВТ-3 должен обеспечивать оперативный доступ уполномоченных и зарегистрированных организаций и лиц к актуальной центральной информационной базе, двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, в соответствии с правами доступа, установленными Администраторами системы. Обработка и анализ информации Контрольные функции Отчетные формы Аналитические исследования
ЛВ С Ввод данных Ввод и просмотр данных Хостинг Просмотр данных Зарег. лица Коммерческий сервер -веб интерфейс -копия БД -словари -обновления -иные ком. услуги Сотрудники подразделени й тер. органов ФСНСТ Комм. Экспл. Экспл. АОН Орган. АОН СЗНСД Кластер Сервер аутентификации Сервер БД Сотрудники подразделений ФСНСТ Сервер опосредованного ввода СЗНСД Терминальный сервер СЗНСД Интер нет Общая схема системы
Элементы Концепции ИСВТ-3 Что надо сделать в первую очередь 3. Провести анализ, ревизию, обеспечить внесение дополнений и изменений, разработать недостающие нормативные, инструктивные, методические документов. Перечень видов информационных объектов Категории внутри видов Формализованные описания 2. Уточнить: 1. Создать систему организационного обеспечения разработки ИСВТ-3 с участием представителей заинтересованных лиц. 4. Разработать Технический проект системы, содержащей ее организационную, функциональную, информационную структуры, технико-экономическое обоснование и иные необходимые разделы.
Предложения в проект Решения совещания 3.1. Принять экстренные меры для замены комплекса технических средств действующей версии ИСВТ во избежание потери информации, накопленной за многие годы Обеспечить организацию детального обсуждения и доработки предложенного проекта Концепции развития ИСВТ с участием заинтересованных ведомств и представителей отрасли и представить доработанную Концепцию на утверждение руководителю Росавиации до Организовать проведение анализа нормативных и инструктивных документов, определяющих порядок использования ИСВТ регулирующими органами и субъектами отрасли. По результатам подготовить соответствующие предложения о порядке организации работ по совершенствованию нормативной базы ГА Предусмотреть в плане НИР на 2009 год разработку Технического проекта модернизированной версии ИСВТ на основе утвержденной Концепции.