Сергей Саликов, Генеральный директор холдинга АНКОР Кадровая политика транспортной отрасли в новой экономический реальности Прогноз 2010
2 Рынок транспортных услуг России объемы: 2008 – рост рынка на 31% в стоимостном выражении 50% рынка транспортных услуг составляют перевозки грузов 46% рынка сосредоточено в Центральном округе РФ в 2009 году объем грузооборота транспорта снизился на 10-12% трудовые ресурсы: в 2005 году в транспортной отрасли занято 2,8 млн человек, 4% от экономически активного населения страны. Около 2 млн человек заняты в смежных отраслях экономики. в 2009 году в транспортной отрасли занято 5,4 млн человек, 7% от экономически активного населения страны. Около 1,6 млн человек заняты в смежных отраслях экономики. данные Росстата и ИнЭСП
3 Мировой кадровый вопрос 2009 сокращение персонала, усиливающее безработицу крайне медленное образование новых рабочих мест в связи с замедлением темпов роста бизнеса, не критично пострадавшего от кризиса сокращение доходов работающего населения за счет уменьшения размеров заработных плат, сокращения бонусов и премий, инфляции увеличение расходов работающего населения в связи с сокращением социальных пакетов работодателей (медицинское страхование, питание, сотовая связь) Российская специфика: отсутствие баланса в специализации сокращаемого и нанимаемого персонала при нежелании сотрудников переквалифицироваться сравнительно малая занятость населения в собственном бизнесе отсутствие накоплений, позволяющих «жить на доход»
4 Экспресс-исследование кадровой политики рынка транспортных услуг 26 показательных компаний отрасли ответили на вопросы об изменении численности персонала, размера оплаты труда, затрат на обучение и развитие персонала в разные периоды изменения экономики под влиянием кризиса в конце 2008 в 2009 в планах на 2010
5 Транспортная отрасль. Влияние кризиса на бизнес и кадровую политику
6 Политика предприятий, пострадавших от кризиса Средний %, X-XII 2008 Средний %, I-IX 2009 Топ-менеджмент 10%25% Руководители среднего звена 1%20% Рядовой персонал 3%5% Изменения в численности персонала Сокращение персонала Изменения в размере оплаты труда Сокращение оплаты труда Средний %, X-XII 2008 Средний %, I-IX 2009 Топ-менеджмент 25%12% Руководители среднего звена 25%8% Рядовой персонал 25%5% 27% компаний сократили затраты на обучение персонала
7 Политика предприятий, не пострадавших от кризиса 67% компаний изменили численность персонала, из них: 17% компаний увеличили размер оплаты труда (в среднем на 3-10%) 33% компаний увеличили затраты на обучение и развитие персонала
8 Политика предприятий, не почувствовавших влияния кризиса Изменения в численности персонала Ни в одной компании не произошли изменения в политике выплаты заработной платы с октября 2008 года 11% компаний увеличили затраты на обучение топ-менеджмента с января по сентябрь 2009 года на 2%
9 Прогноз 2010 Компании, продолжившие рост в ,5% компаний планируют увеличение численности рядового персонала и специалистов и менеджеров среднего звена 33% компаний планируют увеличение оплаты труда персонала в среднем на 5-10% 17% компаний увеличат бюджет на обучение и развитие на 10-20% Компании, не ощутившие влияния кризиса 11% компаний планируют увеличение размера оплаты труда на 5-10% 33% компаний планируют увеличение численности в основном рядового персонала 11% компаний планируют увеличение затрат на обучение и развитие топ-менеджеров на 7% Компании, с потерями пережившие кризис 18% компаний планируют набор персонала, но уменьшение оплаты труда (в среднем на 3%) 9% компаний планируют сокращение рядового персонала, но увеличение затрат на обучение и развитие топ-менеджмента
10 Кризисные тенденции и последствия Сокращение персонала: уменьшение трудовых ресурсов для бизнеса усиление безработицы и социальной напряженности с ростом экономики вложения в обучение нового персонала + сохранение / улучшение условий труда оставшейся части персонала + саморазвитие и перепрофилирование сокращенного персонала под нужды бизнеса в текущих условиях + с ростом экономики занятость населения восстанавливается быстрыми темпами в первую очередь Уменьшение размера оплаты труда: + сохранение численности персонала, уменьшение нагрузки на одного сотрудника + сохранение квалифицированного и корпоративного потенциала для роста с выходом из кризиса снижение производительности труда, демотивация сотрудников с ростом экономики восстановление уровня оплаты труда идет наименьшими темпами на неоднородном рынке и создает текучку кадров, которая впоследствии перегревает рынок кандидатов
россиян напрямую заинтересованы в успешном развитии транспортной отрасли в Российской Федерации и зависят от ваших кадровых решений.