Урок русского языка в новых условиях развития школьного образования Е.В.Бузина, Омск
Источник: лекция профессора РГПУ им. Герцена Е.С. Заир-Бек «Необратимых реформ в образовании за последнюю тысячу лет было всего две. И обе связаны с процессом накопления, переработки, хранения и передачи информации. Первая – когда Иоанн Гуттенберг изобрёл книгопечатание и Ян Амос Коменский затем обосновал массовую школу, основанную на работе с книгой в рамках классно-урочной системы. Вторая – происходит сейчас, когда книгу вытесняют электронные средства работы с информацией.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНОК В РОССИИ ВВЕДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ В 1837 году для испытаний в средних училищах и гимназиях «1» - слабые успехи «2» - посредственные «3» - достаточные «4» - хорошие «5» - отличные
ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ В АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА РОССИИ (1880 г.) 1 степень: успехи слабые Ученик едва прикоснулся к науке по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в ней, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному. 2 степень: успехи посредственные Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторых слабостей природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.
Источник: Смирнов С.Г. Задачник по истории России.- М.: "Международные отношения", МИРОС, с./ с степень: успехи удовлетворительные Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана. Он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки. Даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже среди этой механической работы.
Источник: Смирнов С.Г. Задачник по истории России.- М.: "Международные отношения", МИРОС, с./ с степень: успехи хорошие Ученик отчетливо знает преподанное ему учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
Источник: Смирнов С.Г. Задачник по истории России.- М.: "Международные отношения", МИРОС, с./ с степень: успехи отличные Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения и с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории... Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания.
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана. (Из характеристики оценок успеваемости в Академии генштаба, 1880 год) НОВЫЕ ФГОС: II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования 8. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана. (Из характеристики оценок успеваемости в Академии генштаба, 1880 год) НОВЫЕ ФГОС: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана. (Из характеристики оценок успеваемости в Академии генштаба, 1880 год) НОВЫЕ ФГОС: предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Новые ФГОС: 11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования устанавливаются на интегрированном, базовом и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач. Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
Новые ФГОС: Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности. Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Мы и они: умения выпускников школы Англия Коммуникация Уметь работать с числом Владеть ICT Уметь работать в группе Уметь использовать чтение и письмо Уметь решать проблемы Сингапур Уметь размышлять и выражать свои мысли Проявлять живой интерес к вещам вокруг Уметь отличать хорошее и плохое Уметь строить дружеские отношения Любить Сингапур
УРОК ЕГЭ ФГОС
Конспект занятия Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в именах существительных Этапы работыСодержание этапа 1. Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) 1. Подготовить рабочее место для дальнейшей работы. 2. Эмоционально и интеллектуально настроиться на урок (осознать личностную, метапредметную и предметную значимость материала, который предстоит изучить). 1. Развивать регулятивные УУД (показатель достижения цели - готовность рабочих мест учащихся для дальнейшей работы; метод обнаружения - визуальный). 2. Развивать личностные УУД (показатель достижения цели: а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный; б) интеллектуальный настрой учащихся на урок; метод обнаружения – рефлексия в конце урока – пункт «Было ли на уроке интересно?») 1. Слово учителя: - прямое напоминание учащимся о том, что они должны проверить состояние своего рабочего места, указание на то, что должно быть на парте, или - косвенное побуждение (например: «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»). 2. Слово учителя о личностной, метапредметной и предметной значимости материала, который предстоит изучить, или беседа (серия вопросов) учителя, побуждающая учащихся понять личностную, метапредметную и предметную значимость материала, который предстоит изучить. 3. Положительный эмоциональный настрой достигается путём непосредственного эмоционального «заражения» учащихся от учителя, также могут использоваться специальные приемы (краткий музыкальный фрагмент в начале урока, просьба улыбнуться друг другу и т.п.).
ТЕМА УРОКА: «ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -ия, -ие, -ий» ЦЕЛИ: - по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (письменной - в части написания окончаний имён существительных; устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками); - по достижению метапредметных результатов – развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие умений работать с алгоритмами; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; - по достижению предметных результатов – развитие умения орфографически грамотно писать окончания имён существительных.
3. Открытие новых знаний Развитие доброжелат ельного отношения к учителю и товарищам; умения вести диалог на основе равноправн ых отношений и взаимного уважения и принятия; умения конструктив но разрешать конфликты; устойчивого познаватель ного интереса Развитие адекватного понимания информаци и устного сообщения; умения строить устное высказыван ие с учётом коммуникат ивной задачи; умения анализиров ать, сопоставля ть, обобщать, делать выводы, аргументир овать свою точку зрения Знание алгоритма выбора написания в безударных падежных окончаниях имён существите льных на – ий, -ия, -ие и опознавате льных признаках этой орфограмм ы Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, какими особенностями обладают имена существительн ые, безударные падежные окончания которых пишутся по другому правилу: Что же это за такие особенные слова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, на что они заканчиваются в начальной форме: - знание, здание, пение, старание и т.п.; - операция, армия, лилия, линия и т.п.; - санаторий, гений, кий, радий и т.п. [На –ие, -ия, - ий.] Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, как целесообразно дополнить уже имеющийся у учащихся алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительн ых: Какая буква пишется на конце этих слов в «проблемных» падежах? [Буква и.] Как мы можем усовершенство вать наш алгоритм? [Можно ввести пункт «0» - поставить имя существительн ое в начальную форму и посмотреть, не заканчивается ли оно на –ие, - ия, -ий (если – да, то в «проблемных» падежах пишем и; если нет – то переходим к пункту «1»). Можно ввести описанный выше шаг и при этом изменить нумерацию пунктов: 1 2, а 2 3.] Выдвигают и обсуждают гипотезы о том, какими особенностя ми обладают имена существител ьные, безударные падежные окончания которых пишутся по другому правилу. Выдвигают и обсуждают гипотезы о том, как целесообраз но дополнить уже имеющийся у них алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существител ьных.
Источник: «Проартикулируйте, покатайте вот это во рту: Теория трех "штилей" Ломоносова (повторение изученного в 5 классе с целью обеспечения в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания)... Этап информации о домашнем задании (обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания)... Этап рефлексии (инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками)". Автор этих слов -- учитель поселковой школы. Это -- фрагменты конспекта урока. Вы чувствуете, как же им всем, учителям этим руки повывертывали, поскручивали?
«за» & «против» Урок Профессионализм учителя Контроль и оценка Учебных достижений Урок-подготовка к итоговой аттестации Аттестация учителя «Трудности перевода»
УРОК: КАК СОХРАНИТЬ ЧУДО? МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА «УРОК»: «Теория урока» - «практика урока» МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ (читать-понимать- интерпретировать- преобразовывать)
– Вклад в системные изменения в российском образовании – Вклад в развитие институтов гражданского общества – Становление современного проектного менеджмента в системе образования – Поддержка лидеров
Омский государственный педагогический университет Центр образовательных инициатив Бузина Елена Владимировна, заместитель директора ЦОИ, к.п.н. (8-3812) – г. Омск, ул. Интернациональная, 6, к.117