Выполнили: Баева К. Залуцкая О. Онищенко Н. Филатова Ю. Хапусова К. Важность и Принципы обучения сотрудников основам СМК
Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него А. Дюрер Обучение сотрудников основам Системы менеджмента качества (СМК), по нашему мнению, является залогом успеха создания и развития этой системы в любой компании.
Основные принципы СМК Принцип 1 – Ориентация на потребителя Включает разработку процессов и соответствующих документированных процедур (например: «Маркетинг и реклама» «Сопровождение продукции» «Измерение удовлетворенности потребителей») Процессы постоянно обеспечивают руководство информацией о требованиях, ожиданиях и удовлетворенности потребителей продукцией компании. На основе анализа данной информации руководство принимает оперативные решения, а также регулярно актуализирует политику и цели в области качества, которые затем доводятся до персонала.
Основные принципы СМК Принцип 2 – Лидерство руководителя Для реализации СМК на предприятии необходимы следующие ресурсы: Информационная Система для управления и документационной поддержки функционирования СМК. Выделение из числа сотрудников компании разработчиков процедур СМК и аудиторов, которые прошли специальную подготовку. Разработка сотрудниками компании документации СМК, а также документации, необходимой для эффективного функционирования СМК. Проведение обучения всего персонала основным принципам СМК компании. Выполнение мероприятий по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК.
Основные принципы СМК Принцип 3 – Вовлечение работников Создание необходимых условий для вовлечения всего персонала компании в процесс создания, внедрения и развития СМК. Регулярное проведение совещаний по качеству, где мнения и пожелания сотрудников учитываются при планировании деятельности в области качества, проводятся внутренние аудиты СМК. Создание системы поощрений для мотивации персонала. Выделение руководством необходимых средств для обучения персонала и повышения его квалификации.
Основные принципы СМК Принцип 4 – Процессный подход Процессный подход позволяет ориентировать персонал из разных подразделений на достижение одной цели и улучшает взаимодействие работников в процессе её достижения. Например, при реализации проекта его участники, являющиеся сотрудниками разных подразделений компании, ориентированы на одну цель – создать к намеченному сроку максимально удовлетворяющий Заказчика продукт.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту «Внутренние аудиты СМК» «Измерение и мониторинг процессов» «Ответственность руководства». «Внутренние аудиты СМК» «Измерение и мониторинг процессов» Принцип 5 – Системный подход к менеджменту
Принцип 6- постоянное улучшение Информация появляется в виде итоговых отчетов на выходе процессов «Внутренние аудиты СМК», «Измерение и мониторинг процессов» и «Измерение удовлетворенности потребителей». Итоговые отчеты анализируются руководством, Изменения в политике и целях затем доводятся до сведения всего персонала. После выполнения корректирующих и предупреждающих действий составляются отчеты о достигнутых результатах, которые направляются руководству. Результаты корректирующих и предупреждающих действий дополнительно верифицируются в ходе очередного внутреннего аудита, итоговый отчет о котором также поступает руководству для анализа.
Принцип 7-Принятие решений, основанное на фактах Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах и областях потенциальных улучшений может поступать из разных процессов СМК и от разных сотрудников компании. Управленческие решения принимаются, как правило, на специальных совещаниях после учета точек зрения всех заинтересованных сторон. При измерении результативности процессов СМК и удовлетворенности потребителей продукцией компании предпочтение отдается не качественной, а количественной информации. Установлены способы верификации информации, поступающей руководству. Для этого применяются внутренние аудиты СМК компании.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Анализ поставщиков, выполняемый регулярно в рамках процесса -«Закупать ресурсы». Принятие управленческих решений с учетом интересов поставщика. Это позволяет сбалансировать краткосрочные достижения и долгосрочные планы компании. Открытый обмен информацией и совместное планирование. Решение возникающих проблем с привлечением ресурсов обеих сторон
СМК построена на 8 принципах менеджмента
Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ISO –обязательный этап в работе СМК. Он необходим прежде всего потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК.
Как организовать обучение сотрудников? Обучение персонала может осуществляться несколькими способами: 1.Привлечь на предприятие (или подготовить своего) эксперта в области менеджмента качества для того, чтобы он затем самостоятельно занимался подготовкой остального персонала и становлением службы качества. 2.Подготовка собственных внутренних аудиторов (их так или иначе необходимо готовить и сертифицировать в целях создания СМК). 3.Воспользоваться консультациями компаний, предлагающих организовать обучение персонала непосредственно на предприятии. 4.Подготовить персонал в процессе совместной с консультантами разработки СМК.
Пример ММКС ММКС - учебно-консалтинговый центр, созданный европейскими партнерами по инициативе и при содействии министерства экономики для целей повышения квалификации специалистов в области качества и сертификации. Главная особенность ММКС - преподавание европейской практики разработки и сертификации систем менеджмента качества (курсы отличаются практичностью и оригинальностью видения проблем) На данный момент ММКС обладает рядом оригинальных методик, в частности, 1) по разработке и документированию процессов, 2) учету и анализу затрат на качество, 3) постановке целей в системе, оценке результативности процессов.
Основные направления деятельности Центра ММКС: Консалтинг по улучшению и повышению результативности процессов деятельности, разработке, совершенствованию и подготовке к сертификации СМК предприятий в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000:2000; Обучение в области менеджмента качества и сертификации СМК; Организация сертификации СМК.
Программы учебных семинаров ММКС: 1. Базовый курс менеджера по качеству Программа предназначена для менеджеров по качеству, разработчиков систем менеджмента качества, владельцев процессов Цели программы и ожидаемый результат обучения: Знакомство с основами философии качества, современными представлениями о целях, принципах, структуре системы менеджмента качества и требованиями международных стандартов к менеджменту процессов. Создание представления об организации разработки или доработки системы менеджмента качества, предоставление рекомендаций по подготовке системы к сертификации, в том числе, в международных центрах.
Программы учебных семинаров ММКС: 2. Курс практикующего менеджера Изучение наиболее распространенные метода в международной практике инструментария качества. Предназначен для менеджеров по качеству, разработчиков продукции, технологических процессов, работников служб контроля, владельцев процессов. Цель программы и ожидаемый результат обучения: Получение навыков применения инструментария качества для решения типичных практических задач.
Программы учебных семинаров ММКС: 3. Разработка системы менеджмента качества. Секреты успешного проекта Предназначен для тех, кто думает о создании на предприятии системы менеджмента качества. Цель программы и ожидаемый результат обучения: Предоставление участникам семинара минимума необходимой информации для принятия обоснованного решения о целесообразности и организации разработки на предприятии СМК.
Спасибо за внимание!