Организация исследовательской деятельности на уроках биологии в 6-м классе В.Е. Зайцева, учитель биологии гимназии 1567
Грядущий новый Стандарт среднего звена: деятельностный подход, метапредметные умения Грядущий новый Стандарт старшей школы: большинство детей биологию изучать не будет Неизбежность перестройки программ Новые стандарты: требования к результатам
Традиционный подходПредлагаемый подход Способ получения знания Знание дается в готовом виде Знание открывается учащимися в собственном исследовании Использование моделей Применяются редко и только в тех случаях, когда они безусловно работают Применяются как средство исследования. Имеют границы применимости, которые должны быть обнаружены учениками Назначение примеров Иллюстрация готового знания База для верификации гипотезы (модели) Отношения знания и практического действия Существует принципиальный разрыв между знаниями и умениями учеников Знание как орудие действия (умение сознательно планировать и ставить эксперименты, прогнозирование, понимание...) Взаимосвязь учебных предметов Академическое разделение на отдельные непересекающиеся предметы Содержание выстроено на пересечении проблем, задач, способов действия в биологии, физике, химии, математике. Деятельностный подход в изучении биологии: путь к новому Стандарту
Содержание модуля «Введение в биологию» 6 класс – 34 часа Потребности живых существ Воздух. Дыхание и горение Пища – топливо для дыхания Вода – среда жизни Тепло: извне и изнутри Граница живого существа Клетка – элементарная единица живого
Исследовательские лаборатории
Результаты работы детей в лаборатории «Колобок» Узнали, что и как влияет на интенсивность обмена веществ (температура окр. среды, упитанность, активность, шерстистость), и что не влияет Учились основам биологического эксперимента (опыт-контроль) Обнаружили границы применения модели Колобок
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Вводный модуль «Новая биология» Издательство 1С, 2009
Сайт