В чем загадка «Черного квадрата»? Проектная работа учащихся 11 Б класса МОУСОШ 1 г.Немана Мельниковой Юли Хамчиевой Мадины Минаевой Дарины Преподаватель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления живописи ХХ века. «Картины ХХ века становятся все более «бессюжетными». В них господствуют либо вещи, ожившие вещи, разыгрывающие,
Advertisements

Абстракционизм Василий Васильевич Кандинский. Василий Кандинский Русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного.
Мировая художественная культура. 1. Сформировать представление об основных направлениях живописи начала ХХ века 2. По предложенным репродукциям научиться.
Поиски экспрессии в искусстве фовизма. Творчество А.Матисса, А. Дерена, А.Марке.
АБСТРАКЦИОНИЗМ. Абстракционизм АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Общее название течений в живописи конца 19 начала 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному.
На уроке!!! Заполнить таблицу! Художественное направление. АвторНазвание произведений План: 1.Фовизм Матисса. 2.Кубизм Пикассо. 3.Сюрреализм Дали.
Культура и искусство первой половины XX века. План 1.Неклассическая картина мира 2.Особенности художественной культуры 3.Основные направления культуры.
- Абстракция – одно из самых характерных художественных открытий XX столетия. Родоначальником этого течения стал русский художник Василий Кандинский В.
…Что такое красота. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее.
Новые направления в искусстве во второй половине 20 - начале 21 вв.
МарковичНиколайПредставляет. Издавна человечество пыталось отобразить красоту и великолепие окружающего мира. Каждое направление в искусстве стремится.
Художественные течения модернизма в живописи. Гл. 23 (рассказывают по слайдам учащиеся)
Презентация к уроку по МХК (9 класс) по теме: Искусство предвосхищает будущее
Презентация по изобразительному искусству для 8 класса. Автор учитель ИЗО Фомченко Е.С.
Модернизм в живописи (Авангард) Модернизм в живописи (Авангард) Фовизм Экспрессионизм Кубизм Абстракционизм Сюрреализм.
Неоромантизм. Символизм. направление, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. Неоромантизм-
Звучащий цвет и зримый звук Урок искусства в 8 классе Баклыкова Елена Викторовна. Учитель искусства Тюменцевской основной школы.
Геометризм, кубизм– супрематизм, абстракционизм – это такие направления в живописи, которые сводились к изображению геометрических фигур и всевозможных.
Транксрипт:

В чем загадка «Черного квадрата»? Проектная работа учащихся 11 Б класса МОУСОШ 1 г.Немана Мельниковой Юли Хамчиевой Мадины Минаевой Дарины Преподаватель: Ефимчик О.Л.

ХХ век – врем «неслыханных перемен и невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – он обусловил глубокие и серьезные изменения в искусстве, определили новые и оригинальные пути его развития. ХХ век – врем «неслыханных перемен и невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – он обусловил глубокие и серьезные изменения в искусстве, определили новые и оригинальные пути его развития. Искусство ХХ века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого; это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями.

Чем объясняются чрезвычайное многообразие направлений в изобразительном искусстве в начале ХХ века? Чем объясняются чрезвычайное многообразие направлений в изобразительном искусстве в начале ХХ века? Всреде художников появилось огромное желание разрушить классическую художественную систему, в связи с этим производиться множество экспериментов идут поиски новых путей в изобразительном искусстве.

Почему время экспериментов пришло именно на рубеже веков? Рубеж веков является границей смены в мировоззрении, мироощущении, это время разочарований в идеалах, предчувствие грядущих катастроф глобального масштаба. Рубеж веков является границей смены в мировоззрении, мироощущении, это время разочарований в идеалах, предчувствие грядущих катастроф глобального масштаба.

Изобразительное искусство второй половины XIX первой трети XX века (схема развития) Импрессионизм Постимпрессионизм Модерн ( символизм ) Фовизм, кубизм, сюрреализм Русский авангард Абстракционизм, супрематизм, аналитическое искусство

Художественное освоение и постижение мира в изобразительном искусстве ХХ века обретает содержание и форму. «Картины ХХ века становятся все более безлюдными, все более бессюжетными. В них господствуют либо вещи, разыгрывающие, вместо человеческих персонажей, драматические и композиционные ситуации, либо все вытесняющая, все заполняющая пустота». И.Данилова

В ХХ веке тон начинают задавать художники, выработавшие собственные правила и законы живописи. Многие из них работают на цветовых контрастах, в броской декоративной манере и в эффектных композиционных ритмах. Они выдвигают на первый план рисунок и композицию, другие – динамику и пластику, третьи отдают предпочтение свету и цвету. Возникнув внезапно и ослепительно ярко жизнь большинства художественных объединений оказалась недолговечной. И все-таки, как показала история, некоторым суждено было оставить глубокий след в развитии искусства ХХ столетия.

Во второй половине XIXвека импрессионисты и еще более постимпрессионисты, по существу деформировали рамки визуального мировосприятия, свойственного художественной культуре нового времени. Во второй половине XIXвека импрессионисты и еще более постимпрессионисты, по существу деформировали рамки визуального мировосприятия, свойственного художественной культуре нового времени. Задавшись целью объективировать незримое, они подготовили основу для ряда явлений искусства новейшего времени, чей главный принцип вскоре сформулирует Пикассо: Задавшись целью объективировать незримое, они подготовили основу для ряда явлений искусства новейшего времени, чей главный принцип вскоре сформулирует Пикассо:

«Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким я его мыслю. Я пишу не с натуры, а при помощи натуры». Ведь еще Гоген, критикуя импрессионистов писал, что те традиционно искали истину «в сфере,доступной глазу, а не в таинственном центре мысли». Но сами импрессионисты и постимпрессионисты, отойдя от искусства нового времени, еще не вступили в новейшее, хотя и сделали его наступление абсолютно неизбежным.

ИмпрессионизмИмпрессионизм К.Моне.Впечатление. К.Моне.Впечатление. Восходящее солнце К Писсаро. Бульвар Монмартр в Париже. 1897г.

ПостимпрессионизмПостимпрессионизм П.Сезан Ван Гог Поль Гоген П.Сезан Ван Гог Поль Гоген Персики и груши. Терраса кафе ночью. У моря (площадь форума) г. 1888г.

ПикассоПикассо Женщина в кресле. Женщина в кресле г г.

Фовизм (fauve – с фр.яз. – дикие) Посетители и критики Парижской выставки 1905 г. были буквально шокированы представшим зрелищем.»Плоская раскраска» огромных холстов, «линии толщиной в палец» (П.Синьяк), странное сочетание интенсивно желтого с зеленым в портрете. Посетители и критики Парижской выставки 1905 г. были буквально шокированы представшим зрелищем.»Плоская раскраска» огромных холстов, «линии толщиной в палец» (П.Синьяк), странное сочетание интенсивно желтого с зеленым в портрете. Придуманная критиком Луи Векселем, кличка означала чужеродность их творчества общепринятым нормам и требованиям. Позже, когда прошел шок, специалисты и критики увидели в их произведениях тщательно продуманный метод. Придуманная критиком Луи Векселем, кличка означала чужеродность их творчества общепринятым нормам и требованиям. Позже, когда прошел шок, специалисты и критики увидели в их произведениях тщательно продуманный метод. Посетители и критики Парижской выставки 1905 г. были буквально шокированы представшим зрелищем.»Плоская раскраска» огромных холстов, «линии толщиной в палец» (П.Синьяк), странное сочетание интенсивно желтого с зеленым в портрете. Посетители и критики Парижской выставки 1905 г. были буквально шокированы представшим зрелищем.»Плоская раскраска» огромных холстов, «линии толщиной в палец» (П.Синьяк), странное сочетание интенсивно желтого с зеленым в портрете. Придуманная критиком Луи Векселем, кличка означала чужеродность их творчества общепринятым нормам и требованиям. Позже, когда прошел шок, специалисты и критики увидели в их произведениях тщательно продуманный метод. Придуманная критиком Луи Векселем, кличка означала чужеродность их творчества общепринятым нормам и требованиям. Позже, когда прошел шок, специалисты и критики увидели в их произведениях тщательно продуманный метод.

Анри Матисс ( ), один из ярких представителей фовизма, писал: Анри Матисс ( ), один из ярких представителей фовизма, писал: «Я хочу искусства равновесия и простоты, которое не беспокоит, не смущает; я хочу, чтобы человек, усталый, перетрудившейся надорванный, получил бы перед моей живописью успокоение и отдых… Моя мечта – искусство гармоничное, чистое и спокойное, без всякой проблематики, без всякого волнующего сюжета…» Анри Матисс ( ), один из ярких представителей фовизма, писал: «Я хочу искусства равновесия и простоты, которое не беспокоит, не смущает; я хочу, чтобы человек, усталый, перетрудившейся надорванный, получил бы перед моей живописью успокоение и отдых… Моя мечта – искусство гармоничное, чистое и спокойное, без всякой проблематики, без всякого волнующего сюжета…»

Четко определенная художественная программа Матисса требовала от живописи той же гармонии, которая заложена в природе. Во многих произведениях художник стремится противопоставить живительные силы человека и природы миру современной цивилизации, которая лишает человека спокойствия, превращает его в бездумную машину, подобие манекенов… Преобладание цвета над формой, плоскостность, стилизация предметов – вот характерные черты творчества Матисса. Когда к 1907 г. фовизм утратил свое значение, Матисс продолжил неустанный поиск новых путей и решений. Анри Матисс. Роскошь, спокойствие и сладострастие. 1904

АбстракционизмАбстракционизм Основоположником в изобразительном искусстве является Василий Васильевич Кандинский ( гг.) Основоположником в изобразительном искусстве является Василий Васильевич Кандинский ( гг.)

Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности явилось прелюдией к смелой абстракции художника. В.Кандинский. Синий гребень.1917

Кандинский – уникальная и универсальная личность. «Цвет – это клавиши; глаз – это молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (В.Кандинский) Кандинский разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызвать определенные эмоции у человека. Его эксперименты распространились на сферу не только музыки, но и поэзии. По его мнению, цвета обладают не только звучанием, но и запахом.

Кубизм 1908 г. Кубисты хотели «растревожить человеческие души». Новое направление было в большей степени продиктовано желанием продолжить экспериментальные поиски в области формы. Кубизм был воспринят как творчество форм, выступающих пластическими эквивалентами реальных предметов окружающего мира. Призыв Сезанна «трактовать натуру посредством цилиндра, шара, конуса и т.п.» был воспринят кубистами как активное руководство к действию Кубисты хотели «растревожить человеческие души». Новое направление было в большей степени продиктовано желанием продолжить экспериментальные поиски в области формы. Кубизм был воспринят как творчество форм, выступающих пластическими эквивалентами реальных предметов окружающего мира. Призыв Сезанна «трактовать натуру посредством цилиндра, шара, конуса и т.п.» был воспринят кубистами как активное руководство к действию

Этапы развития кубизма. Аналитический кубизм (П.Пикассо) – сложные геометрические композиции. Аналитический кубизм (П.Пикассо) – сложные геометрические композиции. Синтетический кубизм (Ж.Брак) – использование различных предметов реальной жизни. Синтетический кубизм (Ж.Брак) – использование различных предметов реальной жизни.

Авиньонские девицы.1907 г. По мнению автора картина должна была разбудить уснувшую совесть современников, а потому воспринималась как страстный голос художника в защиту поруганной красоты униженной и бесправной женщины

Сюрреализм (с фр.яз.- сверхреальность) Официально возник в 1924 г., когда французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В нем были изложены основные принципы новогонаправления в искусстве: Официально возник в 1924 г., когда французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В нем были изложены основные принципы новогонаправления в искусстве: «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить…реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли». «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить…реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли». Официально возник в 1924 г., когда французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В нем были изложены основные принципы новогонаправления в искусстве: Официально возник в 1924 г., когда французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В нем были изложены основные принципы новогонаправления в искусстве: «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить…реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли». «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить…реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли».

В своем стремлении разрушать любые стереотипы и общепринятые ценности сюрреалисты опирались на ряд популярных философских теорий. В частности на учение о бессознательном З.Фрейда (Австрия) и на теорию философа А.Бергсона (Франция). В своем стремлении разрушать любые стереотипы и общепринятые ценности сюрреалисты опирались на ряд популярных философских теорий. В частности на учение о бессознательном З.Фрейда (Австрия) и на теорию философа А.Бергсона (Франция). В произведениях сюрреалистов реальность сочеталась с иррациональным, случайным и фантастическим. В произведениях сюрреалистов реальность сочеталась с иррациональным, случайным и фантастическим. Считают, что сюрреализм возник под влиянием другого художественного направления в искусстве начала ХХ века дадаизма. Считают, что сюрреализм возник под влиянием другого художественного направления в искусстве начала ХХ века дадаизма.

Дадаизм. Мир, раздираемый противоречиями Первой мировой войны, предстал в творчестве дадаистов (М.Дюшана, Ф.Пикабиа, Х.Арпа) как нечто абсурдное, не имеющее смысла и не поддающееся логическому объяснению. Мир, раздираемый противоречиями Первой мировой войны, предстал в творчестве дадаистов (М.Дюшана, Ф.Пикабиа, Х.Арпа) как нечто абсурдное, не имеющее смысла и не поддающееся логическому объяснению. Именно эти качества были унаследованы представителями сюрреалистического искусства: М.Эрнстом, Р.Магриттом, И.Танги, С.Дали. Именно эти качества были унаследованы представителями сюрреалистического искусства: М.Эрнстом, Р.Магриттом, И.Танги, С.Дали. Публика неистовствовала, недоумевала, но при этом продолжала разгадывать интеллектуальные ребусы. Публика неистовствовала, недоумевала, но при этом продолжала разгадывать интеллектуальные ребусы.

Сальвадор Дали. Приспособление и рука.1927 г. Мед слаще крови 1926 г.

Супрематизм. Становление Казимира Севериновича Малевича в искусстве было ярким и стремительным. За короткое время он прошел путь от импрессионизма к неопримитивизму и к «алогичному кубофутуристическому реализму». Становление Казимира Севериновича Малевича в искусстве было ярким и стремительным. За короткое время он прошел путь от импрессионизма к неопримитивизму и к «алогичному кубофутуристическому реализму». От смелых поисков и экспериментов путь лежал к главному открытию – супрематизму ( с лат.яз. – supremus – высший). От смелых поисков и экспериментов путь лежал к главному открытию – супрематизму ( с лат.яз. – supremus – высший).

Впервые свои супрематические картины Малевич показал на последней футуристической выставке картин «0,10», открытой в Петрограде осенью 1915 года. Впервые свои супрематические картины Малевич показал на последней футуристической выставке картин «0,10», открытой в Петрограде осенью 1915 года. Отсутствие какого-либо сюжета, неузнаваемость реальных предметов и вещей, «перекодировка» мира становятся основными признаками его художественного метода. Отсутствие какого-либо сюжета, неузнаваемость реальных предметов и вещей, «перекодировка» мира становятся основными признаками его художественного метода. Творческое кредо Малевича определяет им же провозглашенный лозунг «освобождения искусства от балласта предметности». Творческое кредо Малевича определяет им же провозглашенный лозунг «освобождения искусства от балласта предметности».

Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой. А искусство это умение создать конструкцию, вытекающую из взаимоотношений форм и цвета… Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура – эта живописная сущность всегда убивалась сюжетом. Живописцы должны бросить сюжет, если хотят быть чистыми живописцами…» Малевич о целях и задачах своего творчества. «Супрематизм. Мир, как беспредметность». Частичное затмение. Композиция с Моной Лизой г. Супрематизм.

Признанным шедевром Малевича считают знаменитый «Черный квадрат», в котором нашли отражение принципиальные взгляды художника на супрематическое искусство. Признанным шедевром Малевича считают знаменитый «Черный квадрат», в котором нашли отражение принципиальные взгляды художника на супрематическое искусство. Через этот ключевой образ Малевич пытался представить всю картину мироздания. Через этот ключевой образ Малевич пытался представить всю картину мироздания. Черный квадрат – это предельно ясный и простой символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания. Черный квадрат это основопологающий элемент мира и бытия, так называемый «нуль форм», служащий первоэлементом, ядром, из которого посредством трансформации и деления возникают все новые композиции супрематического мира. Черный квадрат – это предельно ясный и простой символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания. Черный квадрат это основопологающий элемент мира и бытия, так называемый «нуль форм», служащий первоэлементом, ядром, из которого посредством трансформации и деления возникают все новые композиции супрематического мира.

«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства. Квадрат живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные упорства и копия натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма». Малевич

Как видим картина «Черный квадрат потребовала от Малевича теоретических и художественных обобщений, приведших к мысли о том, что супрематизм является новым шагом, в развитии живописного искусства. В В 1915 г. в одном из писем Малевич писал не без гордости: «…Я счастлив, лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни с временем. Не правда ли? Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я – ступень».

Создание этой картины положило начало черному этапу в развитии живописного супрематизма, к нему принадлежали фигуры черного креста и круга (вращающегося черного квадрата). Создание этой картины положило начало черному этапу в развитии живописного супрематизма, к нему принадлежали фигуры черного креста и круга (вращающегося черного квадрата). Черный этап сменил цветной период. Он начался с красного квадрата (1916). На последней стадии супрематизма из него ушел цвет. Черный этап сменил цветной период. Он начался с красного квадрата (1916). На последней стадии супрематизма из него ушел цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых таяли белые формы «Белого квадрата» В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых таяли белые формы «Белого квадрата» Но вскоре и из белого супрематизма растворились белые цвета и исчезли в бесконечном пространстве. Остался один пустой холст без красок. Но вскоре и из белого супрематизма растворились белые цвета и исчезли в бесконечном пространстве. Остался один пустой холст без красок. Осталось непостижимое. Ничто…. Осталось непостижимое. Ничто…. Создание этой картины положило начало черному этапу в развитии живописного супрематизма, к нему принадлежали фигуры черного креста и круга (вращающегося черного квадрата). Создание этой картины положило начало черному этапу в развитии живописного супрематизма, к нему принадлежали фигуры черного креста и круга (вращающегося черного квадрата). Черный этап сменил цветной период. Он начался с красного квадрата (1916). На последней стадии супрематизма из него ушел цвет. Черный этап сменил цветной период. Он начался с красного квадрата (1916). На последней стадии супрематизма из него ушел цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых таяли белые формы «Белого квадрата» В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых таяли белые формы «Белого квадрата» Но вскоре и из белого супрематизма растворились белые цвета и исчезли в бесконечном пространстве. Остался один пустой холст без красок. Но вскоре и из белого супрематизма растворились белые цвета и исчезли в бесконечном пространстве. Остался один пустой холст без красок. Осталось непостижимое. Ничто…. Осталось непостижимое. Ничто….

Не все восприняли и воспринимают создание «Черного квадрата» как новый шаг в развитии живописи. Не все восприняли и воспринимают создание «Черного квадрата» как новый шаг в развитии живописи. Многие зрители и критики считают, что «Черный квадрат» - конец искусства, отказ от творчества. Многие зрители и критики считают, что «Черный квадрат» - конец искусства, отказ от творчества. Но несомненно, символом революционных изменений на функции искусства и на его сущность можно назвать картину Малевича «Черный квадрат» (1915). Но несомненно, символом революционных изменений на функции искусства и на его сущность можно назвать картину Малевича «Черный квадрат» (1915). «Черный квадрат» оказался не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к художественному новаторству, но и …символом некой новой религии. «Черный квадрат» оказался не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к художественному новаторству, но и …символом некой новой религии. Одновременно это был шаг к той позиции, которая ставит человека перед лицом Ничего и Всего. Одновременно это был шаг к той позиции, которая ставит человека перед лицом Ничего и Всего.

По сути «Черный квадрат» стал концом, «точкой, завершившей смысловые и формальные поиски художников ХХ века, стал началом из которого далее должно будет вырасти искусство Новейшего времени. По сути «Черный квадрат» стал концом, «точкой, завершившей смысловые и формальные поиски художников ХХ века, стал началом из которого далее должно будет вырасти искусство Новейшего времени.

Основные тенденции в развитии искусства на рубеже XIX-XX веков, которые наметили переход от искусства Нового времени к искусству Новейшего времени. От доминирования изображения К выражению От описания К анализу,расчленению и потом к синтезу. От развития традиционных видов искусства. К становлению и появлению новых видов искусства, к революционным изменениям в традиционных видах. От господства одного «большого стиля» К многообразию направлений и течений в искусстве. От позитивного в целом восприятия действительности. К трагическому дисгармоничному мировосприятию. От развития в русле традиционных форм, жанров, видов искусства. К экспериментам и поискам в области формы и содержания.