Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович).
Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети»
С выходом романа И. С. Тургенева Отцы и дети начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах Современник и Русское слово. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
Н.Н.СтраховД.И.ПисаревМ.А.Антонович
Современник откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича Асмодей нашего времени. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из Современника, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик отцам и клевету на молодое поколение.
Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только чистое искусство, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
В журнале Русское слово в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева Базаров. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев не благоволит к своему герою, что он испытывает невольную антипатию к этому направлению мысли.
Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как со стороны виднее достоинства и недостатки, а строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание.
В 1862 году, в четвертой книжке журнала Время, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется И. С. Тургенев. Отцы и дети. Страхов убежден, что роман замечательное Достижение Тургенева- художника.
Образ же Базарова критик считает крайне типичным. Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания.
На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье Базаров и Обломов он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, зерно заложено одно и то же в обеих натурах.
В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье По поводу Отцов и детей он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности:...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.