Мировоззрение отцов и детей Анализ споров Павла Петровича и базарова
Антитеза
Внешность Ирония и спокойствие в улыбке Самоуверенность и ум в лице Демократизм и простота привычек видны в одежде Обнажённые красные руки свидетельствуют о трудовой судьбе «Волосатый» - типичный разночинец Аристократизм и изысканность вкусов Стремление к франтовству Архаичность и бессмысленность аристократизма в деревне сразу бросаются в глаза Ухоженные руки Преувеличенное внимание к внешности
Речь Простота, меткость и точность выражений Обилие народных пословиц и поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела и т.д.) Многословность и вычурность речи Не использует пословицы и поговорки Искажает слова (принсипы; эфто) Много иностранных слов
Аристократия и её принципы От аристократов нет никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание Они заботятся только о себе и своём внешнем виде, поэтому их самоуважение выглядит как пустые слова Аристократизм – бесполезное слово В безделье и пустой болтовне видит основной политический принцип дворянского общества, живущего за чужой счёт Основная общественная сила В 17 веке Англия дала свободу обществу В аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения, что важно, т.к. общество строится на личности
Принципы нигилистов Исходят из принципа полезности деятельности для общества Отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию «Свобода», о которой хлопочет правительство, вряд ли пойдёт впрок Реформа – не средство изменения общественного положения Отрицание – деятельность, а не болтовня Строить на разрушенном месте не считает своим делом Нет положительной программы Тургенев: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером» Стоит за сохранение старых порядков Страшно представить разрушения «всего» в обществе Согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат Типичная либеральная позиция
Русский народ Положение народа вызывает гнев Видит неблагополучие во всех областях народной жизни Оказался дальновидным, осуждая то, что потом станет символом веры народничества Русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс» Трезвое отношение к народу: видит необразованность и суеверие его – презирает эти недостатки Видит не только забитость, но и недовольство народа Крестьяне видят в нём своего, т.к он общается с ними на равных Русский народ – патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии Эти славянофильские взгляды говорят о реакционности Умиляется отсталостью народа и видит в этом залог спасения общества Не умеет разговаривать с крестьянами, для него они грязные мужики (нюхает надушенный платок при разговоре с ними)
Вечные ценности Отрицает и новое, и старое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его» Плохо знает искусство, т.к. интересовался только наукой, видя в ней силу: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта» Хозяйский взгляд на природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Осуждает Н.П. за любовь к музицированию и Пушкину, (последнее было свойственно части демократической молодёжи 60-х годов) «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» Нигилизм – зараза, захватившая уже и область искусства (имеет в виду передвижников, говоря, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости» Не может судить об искусстве, прочитав в молодости 5-6 французских книг и кое-что по- английски Николай Петрович – любитель Пушкина, играет на виолончели, чувствует красоту природы Любовь сломала жизнь Павла Петровича Николай Петрович живёт любовью
Подведём итог В чём слабость позиций обоих сторон? А сила? Кто одержал победу в споре? Почему мы можем говорить о победе однозначно?