«Русская фразеология».. Это неразложимые словосочетания не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или несколькими словами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФРАЗЕОЛОГИЯ «ФРАЗИС» «ЛОГОС». ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала след простыл подчинительные.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32 Белоглинского района» Научно- исследовательская работа по теме : «Судьба.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. Выполнили: Романова Анна, Осипов Максим, Белоусова Светлана. Руководитель: Пирожкова С.А.
Фразеологизмы Работу выполнил учащийся 8 класса Шушаков Никита 2011 – 12 учебный год.
Занятие 2 обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Лексика»; закрепить основные понятия по теме; закрепить навыки правописания слов, постановки.
Фразеология Урок русского языка в 10 классе. … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное.
ФразеологияФразеология Урок русского языка в 10 классе. Учитель русского языка и литературы Розимова З.Б., «Преображенский кадетский корпус 5» ВАО г.Москвы.
Презентация для урока русского языка Работу выполнила: Голубева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы 2015 г.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Фразеология (от греч. фразис – «выражение», логос – «учение») - раздел языкознания, который изучает устойчивые выражения, несвободные сочетания.
Фразеология. Особенности фразеологизмов 1. Сложны по составу. 2.Семантически неделимы. 3. Постоянство состава. 4. Непроницаемость структуры. 5. Устойчивость.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Учитель русского языка и литературы МАОУ»СОШ 96» г.Перми Федосеева Ольга Ивановна.
Урок-лекция. Тема урока: Фразеология русского языка.
Как средство выразительности речи. Что такое фразеологизм? Термин происходит от греч.phrasis - «выражение» и logos - «слово», «учение». В русском языке.
Фразеологизмы в повестях и рассказах А. П. Чехова Научно-исследовательская работа по русскому языку Выполнила: Мария Щербинина ученица 10 класса ученица.
Устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Транксрипт:

«Русская фразеология».

Это неразложимые словосочетания не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или несколькими словами.

Особый раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфолого-синтаксические, стилистические особенности фразеологизмов.

Имеющие структуру предложения Бабушка надвое сказала Имеющие структуру словосочетания. Подчинительные. Сочинительные Ни рыба ни мясо. Без сучка и задоринки. Именные. Эзопов язык. Белые мухи. Глагольные. Ходить козырем Заварить кашу.

А будешь разговаривать – так впрысну, что до новых веников не забудешь ! Твой отец Лазаря никому не пел. На той стороне в колхозном сарае ожидал старенький, видавший виды, «виллис», оставленный там еще зимою. Мы увидели на клумбе анютины глазки. Пусть не думают, что его можно взять голыми руками, он еще покажет этой базе, где раки зимуют.

Однозначные Во весь дух. Прикусить язык. Многозначные Собраться с силами 1. ( накапливать силы, отдыхать). 2.( превозмочь страх, решиться).

Свести с ума – довести до сумасшествия. Свести с ума – очень понравиться.

Тертый калач - Стреляный воробей. Ни зги не видно – Тьма кромешная – Хоть глаз коли.

Верста коломенская – От земли не видать. Кровь с молоком – Краше в гроб кладут. Жить своим умом – Жить чужим умом. С легким сердцем – С тяжелым сердцем.

Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания.

Исконно-русские ( топорная работа, небо с овчинку, выйти на орбиту). Старославянские ( притча во языцах, ищите и обрящете). Латинские и греческие ( авгиевы конюшни). Западноевропейские ( синий чулок).

Фразеологические обороты образуются вследствие метафорического переосмысления свободных словосочетаний (белые мухи, мыльный пузырь, брать за горло). Устная разговорная речь ( выносить сор из избы, гадать на кофейной гуще). Сокращение пословиц и поговорок ( За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь – гнаться за двумя зайцами. Изменение уже существующих фразеологизмов ( длинный рубль – за длинным рублем). Особое место занимают фразеологизмы, возникшие по структурной схеме типа « от…до…», « ни…ни…». Шаблонный ответ на поставленный вопрос ( «Ты куда?» – «На Кудыкину гору»). Фразеологизмы могут возникать на основе иноязычного материала.

Произвольная замена компонента фразеологического сочетания. ( Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне. ( вместо выносит). Неоправданное сокращение или расширение фразеологизма. (Он работает за честь и совесть. ( вместо на). Искажение грамматической формы компонентов устойчивого сочетания ( Живет на черте бедности. (вместо за чертой). Двусмысленность как следствие возможности понимания фразеологизма в качестве свободного сочетания.

« Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Фразеологический словарь. Филькина грамота – (ирон)- безграмотно составленный документ. Митрополит Филипп противодействовал политике Ивана Грозного, рассылая повсюду послания с призывами против опричнины. Царская пропаганда именовала подобные документы филькиными грамотами. Толковый словарь В. Даля. Грамота – ж, умение читать и писать. Живая грамота- устная речь. Грамотная –кто знает грамоту, умеет читать, или читать и писать, противопол. назв. полуграмотным; мало-или скуднограмотным, а вовсе не умеющего; не –или безграмотным.